Александр Ширышев. Статьи по дизайну. Книги для дизайнеров. Новости.авторский проект Александра Ширышева  

Дед Мороз как символ антиглобализма

Вот и декабрь на дворе. Самый страшный месяц для дизайнеров. Заказы, заказы, заказы, срочные, очень срочные, заказчики ждут, звонят, просят, умоляют, требуют, угрожают, ротозеи, раздолбаи, какого черта раньше не шевелились, компьютер раскалился, телефон хочется разбить, всех менеджеров к стенке, ворох бумаг постоянно норовит свалиться на пол, кружка из под чая не мыта уже несколько недель, только бы сдать, только бы успеть, лишь бы не налажать, не сорвать и не сорваться, пережить, перетерпеть и нажраться у новогодней елки.

Ненавижу декабрь. Делается все кое-как, как правило. Что называется, лишь бы былО. Не у всех конечно. Сознательность год от года растет. Календари, к примеру, уже с лета заказывают. Но вот реклама как была ветреной девкой, живущей одним днем, так ей и осталась. Ляпают её, новогоднюю, на скорую руку. А страдает кто? Потребители? Да им, похоже, наплевать, какая она, реклама — хорошая ли, плохая — в предновогодней истерии хавают все. Заказчики? Этим и подавно все по барабану. Лишь бы яркий плакат с надписью скидки и Дедом Морозом на главную витрину поскорее прибить. Так кто же страдает? А вот он родимый и страдает — Дед Мороз.

Было время, когда не было рекламы, не было потребителей, не было декабря и самое главное не было Санта Клауса. Зато были витрины, которые к Новому году раскрашивали гуашью, мультики СоюзМультфильм, открытки и целая культура советских новогодних Елок. В те далекие времени Деду Морозу жилось очень хорошо.

Потом настали новые времена. Темп жизни ускорился и на витринах рядом с рекламой Кока-Колы появились Санта-Клаус с пиратского клипарта, вырезанный из пленки Oracal эконом серии. Эту жертву фастфуда почему-то сразу стали называть Дедом Морозом, а настоящего отправили в Великий Устюг, штопать валенки и убирать снег.

Деда кинули не со зла. Просто так получилось. Ну нету в американских клипартах Деда Мороза! Санта есть, Клаус есть, олени есть, гномы всякие, носки вонючие развешены над камином, колокольчики, венки зеленые, Кока-Кола. Все есть, а Деда нашего, так сказать, Мороза нет! Что вы говорите? Нарииисовать??? Батенька, да вы с ума сошли! Прочитайте первый абзац и поймите, наконец, что никто его рисовать не будет. Легче взять готового Клауса, написать около него большими буквами «Дед Мороз» и народ поверит. Сомневаетесь?? А вы лично Деда видели? Ну и докажите теперь, что это не Дед! Брода есть? Есть. Шуба красная? Красная. Шапка есть? Причем тут форма!? Я спрашиваю, шапка есть? ЕСТЬ. Ну чем не Дед Мороз? Гномы вполне пойдут за зайцев. Снегурку вообще исключить из эпоса. Уж больно сомнительное у нее происхождение. Ни папы, ни мамы — один дед. Подозрительно. Тут педофилией попахивает. Так что Снегурку вычеркиваем. Чуть-чуть подработать напильником общественное мнение и вот вам глобализированный Санта Мороз Дед Клаус.

А если серьезно, то пора нам, господа-дизайнеры, потихоньку дедморозовские клипарты по сусекам наскребать. С каждого иллюстратора по Деду Морозу! С каждого дизайнера по Снегурочке! С каждого верстальщика по зайцу! И, глядишь, лет через дцать будут у нас полноценные клипарты с армией новогодних героев, и мы, дизайнеры, будем гордиться, что вбили еще одни гвоздь в гроб глобализации.

Все это потом, а пока, покой нам только снится. Вот тактико-технические характеристики настоящего Деда Мороза для настоящих антиглобалистов:

Настоящий Дед Мороз
Остерегайтесь подделок!

Борода и волосы

Густые, седые (серебристые). Эти детали облика, кроме своего «физиологического» смысла (старец — седой) несут ещё и огромный символьный характер обозначая могущество, счастье, благополучие и богатство.

Рубашка и брюки

Белые, льняные, украшены белым геометрическим орнаментом (символ чистоты).

Шуба

Длинная (по щиколотку или по голень), обязательно красная, расшитая серебром (восьмиконечные звёзды, гуськи, кресты и другой традиционный орнамент), отороченная лебединым пухом.

Шапка

Красная, расшита серебром и жемчугом. Оторочка (залом) лебединым пухом (белым мехом) с треугольным вырезом выполненным на лицевой части (стилизованные рога). Форма шапки — полуовал (круглая форма шапки традиционна для русских царей, достаточно вспомнить головной убор Ивана Грозного).

Трёхпалые перчатки или варежки

Белые, расшиты серебром — символ чистоты и святости всего, что он даёт из своих рук. Трёхпалость — символ принадлежности к высшему божественному началу ещё с неолита.

Пояс

Белый с красным орнаментом (символ связи предков и потомков).

Обувь

Серебряные или красные, шитые серебром сапоги с приподнятым носком. Каблук скошен, небольших размеров или полностью отсутствует. В морозный день Дед Мороз надевает белые, шитые серебром валенки. Белый цвет и серебро — символы луны, святости, севера, воды и чистоты.

Посох

Хрустальный или серебрённый «под хрусталь». Ручка витая, так же серебристо-белой цветовой гаммы. Посох завершает лунница (стилизованное изображение месяца) или голова быка (символ власти, плодородия и счастья).

Снегурочка

Уникальный атрибут образа Деда Мороза. Образ Снегурочки — символ застывших вод. Это девушка (а не девочка), одетая только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается. Её головной убор — восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.

Описание Деда Мороза взято с официального сайта
5 декабря 2004
Ссылки по теме:

Официальный сайт Деда Мороза

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна. Недопустима перепечатка материалов без разрешения автора.