Александр Ширышев. Статьи по дизайну. Книги для дизайнеров. Новости.авторский проект Александра Ширышева  

Умер Филипп Александров

В миру Эйдинов Александр Семенович, автор одного из лучших ресурсов о рекламе.

Creatiff.ru был в числе тех сайтов, которые я посещал каждый день. Последнее время на его страницах все чаще появлялись статьи, которые выходили далеко за пределы основной тематики и даже расходились с ней в принципе. При этом Филипп никогда не использовал ресурс для саморекламы, как трибуну для выступлений и высокопарных ораторств. Он размышлял и давал пищу для размышлений, он задавал вопросы и провоцировал обсуждения таких тем, о которых современные рекламисты даже не задумываются.

На пороках людей проще зарабатывать, чем на добродетелях, последние еще надо развить, воспитать. Потому и развитие нашей цивилизации зашло в тупик — у людей формировали только те потребности, которые экономика может с прибылью для себя удовлетворять. И рекламисты — это как раз те люди, которые это делали.
Хочется понять, в чем магистральный путь развития цивилизации, возможен ли рынок, допускающий духовное развитие большого количества людей, а не только рынок при котором полупроценту интелей достается Метрополитен-Опера, а десяткам миллионов их сограждан — 14 тыс Макдональдсов, от которых дети их превращаются в жирных боровов. К чему мы вернемся, когда в очередной раз переживем попытку загнать страну в казармы? Или действительно правы те, кто говорит, что это — не наш путь? А что тогда наш?
Возможно ли сократить потребление до разумных пределов? Чтобы производились только те йогурты, которые действительно отличаются друг от друга по потребительским качествам. Чтобы домохозяйка покупала только майонез, то есть приправу, а не способ решить свою семейную жизнь, а студент покупал только пиво, а не знак своей крутости, дающий ему надежду приобщиться к лучшим в своей тусовке? Можно ли сделать потребление только потреблением, убрав тот дополнительный элемент приобретения эмоционального и престижного value, который ему, потреблению, придают брэнды?
Мне кажется, что современное общество потребления, использующее маркетинг, как инструмент раскачивает массовое потребление, делая его чуть не обязанностью (от того, сколько купят подарков американцы перед новым годом зависят темпы развития экономики), при этом производство товаров иммитантов, отличающихся лишь имиджевой составляющей, является огромной — и во многом излишней — тратой ресурсов. Но какой выход? Отказ от принципа свободы предпринимательства и допуск до производства только действительно инновационных продуктов? Конечно, в этом случае, удалось бы сэкономить огромные ресурсы, но, возможно был бы утрачен стимул к развитию, это мы уже проходили во время плановой экономики.
Итак, что будет с маркетингом в будущем? Останутся ли рынки свободными? Мне вот это, признаться, интереснее, чем проблемы технологии убеждения домохозяек покупать тот или иной йогурт, но, возможно, это интересно только мне…

Филипп Александров, выдержки с форума Creatiff.ru

Умер хороший человек. Вместе с ним умер хороший ресурс. Вдвойне горько и обидно.

21 июля 2005
При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна. Недопустима перепечатка материалов без разрешения автора.