Александр Ширышев. Статьи по дизайну. Книги для дизайнеров. Новости.авторский проект Александра Ширышева  

Мастер-класс Евгения Добровинского в деталях

Настало время рассказать, что же было на самом мастер-класс, и из чего он состоял.

Мастер-класс Евгения Добровинского

Ассоциативный алфавит

Начался мастер-класс с небольшой вступительной речи Евгения Максовича, в которой он обозначил задачи, которые перед нами стоят и глобальном масштабе и в масштабе данного мастер-класса. Обозначал, обозначал, а потом, как обухом по голове: напишите-ка алфавит на листочке. Написали? А теперь напишите про каждую букву всё, что вы о ней думаете, как если бы увидели ее в первый раз… И с этой минуты мастер-класс можно было считать открытым.

Где-то на букве М народ начал потеть. Оказалось не так-то это просто — взглянуть на банальную закорючку, которую знаешь как облупленную с первого класса, как на впервые увиденный знак.

В конце концов, задание было сделано, и по просьбе Евгения Максовича мы зачитали результат на букву А. Результат удивил: разными словами, кто прилагательными, кто существительными, кто глаголами, но каждый участник описал примерно одни и те же ощущения от первой буквы алфавита. Привожу полный список:

А. Устойчивая (6), острая (4), стремительная (3), упертая (2), пронзительная, движется вверх, звонкая, гордая, сильная, смелая, независимая, жесткая, непоколебимая, стабильная, замкнутое пространство, лидер, стрелка-указатель, дом, эгоизм, треугольник, перспектива, успех, основа. (В скобках количество повторений)

И вот так почти с каждой буквой. Проведя бессонную ночь, я свел все ассоциации в таблицу. Получилась совершенно чумовая вещь: у каждой буквы, оказывается, есть характер, где-то более ярко выраженный, где-то менее. Вот для примера еще пару букв:

Д. Уютная (2), уверенная, твердая, имеющая опору, вросшая корнями, домовитая, стабильная, подвижная, теплая, вечная, устойчивая, постоянная, задумчивая, неуклюжая, закрытая, агрессивная, дом (2), корова, закинувшая голову вверх, коренной зуб, комод, монархия, цилиндр, красна девица, крепость, «положение обязывает», не знает, в какую сторону двигаться, может убежать.
К. Агрессивная (2), общительная, спортивная, подвижная, многоликая, задиристая, разрозненная, невозможность вернуться назад, жесткий захват, тиски, подпорка, костыль, остановленное движение влево, шагающий человек, выскакивает, врезается клином, шагает вперед, атакует.

На следующий день мы развлекались тем, что «расшифровывали» с помощью этой таблицы свое имя и фамилию, пытаясь получить типографическую характеристику человека. Получалось что-то вроде:

Хищная доброта, падающая на ровную лестницу с перекладиной, остановленная обидчивым алкоголиком, элегантно падающим в пару сапог со шнурками, глупо смотрит в одну сторону.

Особенно от этой игры проперлось телевидение, которое заскочило к нам на обеде. Корреспондент долго приставала к Клубничкиной, чтобы она расшифровала ее фамилию, а заодно и фамилию оператора.

Ассоциативный алфавит

Приколы приколами, а я даже в этой довольно поверхностной таблице, сделанной по результатам опроса всего 16 человек, вижу мощный инструмент анализа фонемы, который можно использовать как при нейминге, так и при разработке логотипа. Эта таблица войдет в электронный каталог мастер-класса, который появится на сайте недели через две.

Теория

Евгений Максович очень деликатно распределил небольшие лекции и демонстрацию образцов высокой каллиграфии, которые перемежали практические занятия и давали участникам мастер-класса отдохнуть и набраться сил.

В этот раз маэстро показывал не только свои работы, но и работы других каллиграфов, причем материал был подобран таким образом, чтобы показать различные техники и даже принципы этого искусства: от творческой каллиграфии, которая является практически живописью, до каллиграфии типографической, являющейся больше ремеслом, хотя и безумно красивым. Заводило это конкретно. Хотелось кидаться к столам и тут же что-то делать. И ведь кидались…

Кроме этого, Евгений Максович прочитал запланированную лекцию про историю возникновения каждой кириллической буквы, сопровождая ее большим количеством наглядных рисунков, углубляясь в преданья старины глубокой вплоть до финикийского письма. Было очень интересно и как раз столько, сколько надо.

Ну и напоследок был затронут щекотливый вопрос про современные принципы создания кириллических шрифта. В настоящий момент ситуация такова, что при разработки русского шрифта латиница первична, а кириллица разрабатывается на ее основе, по принципу конструктора: одинаковые буквы копируются один в один, недостающие буквы лепятся на их основе. Ситуация с точки зрения Евгения Максовича в корне не правильная. Тема отдельная и большая, поэтому в отчете я на ней подробно останавливаться не буду. Скажу только, что лично я с его точкой зрения полностью согласен, и, скорее всего, впоследствии оформлю эти крамольные (для мейнстрима) мысли в отдельную статью.

Красоты Красоты
Красоты
В немом восхищении...
В немом восхищении...
Урок чистописания Урок чистописания
Урок чистописания
К истокам кириллицы
К истокам кириллицы
Раньше шипящие были красивее
Раньше шипящие были красивее

Анатомический шрифт

Человеческое тело — неисчерпаемый источник вдохновения для любого художника, в том числе и для художника шрифта. В школе Добровинского и Гулитова в Крыму у нас было очень интересное задание: супер быстрые наброски обнаженной модели (секунд по 5-10). Причем перед набросками нам не сказали, зачем все это надо и при чем тут каллиграфия. Как оказалось потом, на основе получившихся набросков надо было сделать абстрактный шрифт. Шрифты получились безумно эротичными!

В этот раз Евгений Максович несколько усложнил задание. Причем усложнилось оно как для участников мастер-класса, так и для модели. Бедной девушке необходимо было изображать буквы всего кириллического алфивита от А до Я (и что Добровинский придумает в следующий раз?! ;)), а нам соответственно делать с нее наброски, пытаясь передать неповторимый характер графем.

Модель справлялась великолепно, призадумавшись только над буквами Д и Ы ;). Мы тоже старались. С первого раза, конечно же, не получилось. Потом приноровились, и со второй попытки каждый выдал свой вариант шрифта. И, естественно, у каждого он был неповторим.

Разминка
Разминка
Через пол часа после начала
Через пол часа после начала
Показываю как показывать букву Ы
Показываю как показывать букву Ы
Шрифты Шрифты
Шрифты
Елена Клубничкина
Елена Клубничкина

Фонетическое письмо

Последнее задание было самым сложным, и являлась своеобразным антонимом к ассоциативному алфавиту. На этот раз про нашу родную кириллицу надо было просто забыть, и, основываясь только на звуках, придумать некое письмо, в котором буквы графически коррелировали бы со звуками, которые они обозначают.

Стоит отметить, что кириллица в этом плане обладает уникальным свойством: звук обозначает только одна буква. В латинском языке с этим совершенно безобразная ситуация: например, шипящий звук может быть обозначен только с помощью 2, 3, а то и 4 букв. Так что задание, не смотря на свою абстрактность, имело к кириллице прямое отношение.

Вообще-то такое задание надо выполнять как минимум день или два. Кто-то посвящает этому всю жизнь. На Летней школе в ВАШГД нам раздавали по одной букве! В этот же раз был настоящий мозговой штурм, когда участникам на все отводилось пару часов.

Задание окончательно вымотало участников, зато как же интересно было посмотреть на 16 совершенно разных проектов, а на эмоциональные объяснения авторов, приправленные активной жестикуляцией и мимикой.

Сверчков анализирует звуки
Сверчков анализирует звуки... и похоже ему уже плохо...
Мозговой штурм на бумаге
Мозговой штурм на бумаге
Бардак на столе у дизайнера - обычное дело.
Бардак на столе у дизайнера — обычное дело. Особенно во время мастер-класса.
Просмотр Просмотр Просмотр
Просмотр
Бумажка без которой ты...  не каллиграф ;)
Бумажка без которой ты... не каллиграф ;)

Этот последний просмотр уже проходил в расслабленной атмосфере с бокалом вина в руке и плавно перетек в награждение участников сертификатами, к подаркам и словам благодарности. Кто-то прямо с мастер-класса убегал на поезд, кто-то жадно общался с коллегами, чувствуя как драгоценные минуты творческого единения вот-вот истекут.

30 марта 2006
Ссылки по теме:

Место, где свет

Первые впечатления после мастер-класса

Сказ про Великий Новгород

На одной волне

Участники мастер-класса и их ожидания

Подведём черту и поставим точку

Итоги мастер-класса и отзывы участников

(EV)GENIUS LOCI

Отчет Мити Харшака о мастер-классе

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна. Недопустима перепечатка материалов без разрешения автора.