Александр Ширышев. Статьи по дизайну. Книги для дизайнеров. Новости.авторский проект Александра Ширышева  

Алфавит, бабочки, шахматы

10 апреля попал на открытие необычной выставки в музее Набокова (Санкт-Петербург), посвященной 107-й годовщине со дня его рождения. Экспозиция получилась небольшая, можно сказать камерная, но очень душевная.

Выставка объединила четырех петербургских авторов, представителей разных поколений и творческих профессий: фотографа Юрия Молодковца, научного иллюстратора Наталью Флоренскую, живописца Александра Флоренского и дизайнера Митю Харшака. Специально для этой выставки каждый из художников создал произведения в русле своей профессиональной деятельности. Эти работы посвящены трем темам, всю жизнь занимавшим Владимира Набокова, — литературе, шахматам и энтомологии.

Наталья и Александр Флоренские, Юрий Молодковец, Митя Харшак
Наталья и Александр Флоренские, Юрий Молодковец, Митя Харшак

Юрий Молодковец. Другие берега. Глава одиннадцатая

В одиннадцатой главе автобиографической книги «Другие берега» Набоков вспоминает свое посещение Эрмитажа. Юрий Молодковец, много лет работающий фотографом в Государственном Эрмитаже, представляет серию фотографий фрагментов картин, предметов прикладного искусства и деталей интерьеров Эрмитажа, переходящую в своего рода путешествие по Музею, которое развивает две набоковские темы: шахматы и бабочки.

Экспозиция Юрия Молодковца

Наталья Флоренская. Бабочки

Работы научного иллюстратора Натальи Флоренской практически никогда не появляются на художественных выставках, однако хорошо знакомы ученым, студентам и школьникам по многочисленным естественнонаучным изданиям, учебникам, атласам и определителям.

В серии акварелей изображены некоторые из чешуекрылых, упоминаемых на страницах набоковских произведений «Пнин», «Лолита», «Бледный огонь», «Ада», «Истинная жизнь Себастьяна Найта», а также в многочисленных стихотворениях и письмах писателя. Это, например, Red Admiral (Адмирал), Camperwell Beauty (Траурница), Swallowtail (Парусник), Gatekeeper (Привратник), Small Copper (Червонец) и Marbled White (Галатея).

Экспозиция Натальи Флоренской

Александр Флоренский. Audition coloree

Выступающий здесь в качестве живописца, Александр Флоренский создал серию небольших холстов на тему феномена, названного Набоковым «цветной слух (audition coloree)» и описанного в «Других берегах». Каждой букве в сознании писателя соответствует определенный цвет или оттенок, которые он описывает следующим образом:

Переходя к спектру, находим: красную группу с вишнево-кирпичным Б, розово-фланелевым М и розовато-телесным В; желтую группу с оранжевым Ё, охряным Е, палевым Д, светло-палевым И, золотистым У и латуневым Ю«и так далее. Средствами живописи Флоренский попытался проиллюстрировать «азбучную радугу» Набокова, опираясь на изящные, хотя и достаточно расплывчатые авторские описания вроде «каучукового Г», «жестяного Ц», «клистирного Ч» или «пыльно-ольхового Ф».
Экспозиция Александра Флоренского

Митя Харшак. Манускрипт

Митя Харшак исследует одну из ранних рукописей Владимира Набокова в контексте графического дизайна и создает оригинальную шрифтовую гарнитуру на основе набоковской скорописи. Анализ начертания каждой буквы дает большой материал для создания уникального набоковского шрифта. Работы Харшака последовательно показывают процесс графического исследования рукописи от вычленения отдельных знаков и сквозного наложения их друг на друга с целью определения наиболее характерного контура до корректировки окончательного начертания.

В своих шрифтовых плакатах Харшак с чрезвычайной деликатностью относится к оригиналу Набокова, допуская лишь минимальные изменения почерка писателя. Автор занимается в большей степени скрупулезным анализом набоковского манускрипта, наблюдениями за характером каждой из литер азбуки, нежели привычным ему графическим дизайном. Аскетичная черно-белая подача плакатов концентрирует внимание на графике шрифта и подчеркивает исследовательский характер проекта.

Экспозиция Мити Харшака Экспозиция Мити Харшака
14 апреля 2006
При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна. Недопустима перепечатка материалов без разрешения автора.