Александр Ширышев. Статьи по дизайну. Книги для дизайнеров. Новости.авторский проект Александра Ширышева  

Амбиграммы

В одной из книг ныне популярного американского писателя Дэна Брауна сюжет крутится вокруг неких клейм-амбиграмм тайного общества, которые были сделаны якобы 400 лет назад. Однако, не смотря на то, что автор книги усиленно пытается сделать из нее некое обличающее послание, снабжая множеством реальных фактов, по поводу этих амбиграмм Браун признается в конце книги, что они были нарисованы его (а значит и нашим) современником — .

Амбиграмма, Ангелы и Демоны, Джон Лэнгдон, Illuminati
Амбиграммы из книги «Ангелы и Демоны». Сверху вниз: Angels&Demons, Illuminati, EarthAirFireWater. Здесь и далее автор работ — Джон Лэнгдон.
Амбиграмма, Ангелы и демоны, стихии, вода, земля, огонь, воздух
Амбиграммы из книги «Ангелы и Демоны». Earth, Air, Fire, Water

Итак, амбиграмма (от лат. ambi — двойной, и греч. gramma — буква) — слово перевертыш или (по-научному) каллиграфический узор, позволяющий совместить два различных прочтения из одного и того же набора линий.

Литературным прообразом амбиграмм можно считать палиндромы — слова или наборы слов, которые читаются одинаково как слева направо, так и справа налево (А роза упала на лапу Азора). Однако в отличие от палиндромов, амбиграммы — относительно новое увлечение дизайнеров и писателей, популяризовали которое от силы четверть века назад.

Амбиграммы бывают разных видов. Русские поэты и писатели, которые увлеклись рисованием амбиграмм, даже придумали им названия: «листовертень» (поворот на 180 градусов), «ортогонал» (поворот на 90 градусов), «двоевзор» (читаются разные слова без поворота листа). Помимо этого, следует отметить, что существуют симметричные и асимметричные амбиграммы.

Асимметричный листовертень Art&Science/Philosophy, Джон Лэнгдон
Асимметричный листовертень Art&Science/Philosophy (поворот на 180° дает другое прочтение)
Асимметричный листовертень True/False, Джон Лэнгдон
Асимметричный листовертень True/False

Самое интересное то, что пока амбиграммы не нашли широкого коммерческого применения. Всё это больше похоже на развлечение интеллектуалов. А потенциал, между прочим, огромный.

Амбиграмму можно использовать как логотип, который читается одинаково хорошо из любого положения. Первое что приходит в голову это NASA и прочие аэрокосмические агентства: им бы действительно не помешал логотип «без земного притяжения». Ну а если спуститься на землю? Да сколько угодно примеров. Возьмите в руки свои лыжи. В 50% случаев вы смотрите на перевернутую марку. То же самое со сноубордом, мячом, теннисной ракеткой и прочим спортинвентарем. Если забыть про спорт, то это могут быть предметы личной гигиены, офисные принадлежности, небольшие электроприборы. Да где угодно может пригодиться свойство логотипа читаться вверх ногами!

Логотип-амбиграмма находка для рекламы на местах продаж. Он прекрасно будет смотреться на полу, на витрине, как со стороны прохожих, так и со стороны посетителей, на прозрачной вывеске поперек движения покупателей. Амбиграмма могла бы дать зеленый свет использованию нестандартных рекламоностилей. Ведь логотип теперь находится в двух измерениях!

Симметричный листовертень Kristy, Джон Лэнгдон
Симметричный листовертень Kristy (поворот на 180° дает ту же картину)
Симметричный листовертень Aerosmith, Джон Лэнгдон
Симметричный листовертень Aerosmith
Симметричный листовертень The Faith Full, Джон Лэнгдон
Симметричный листовертень The Faith Full
Симметричный листовертень The Scene, Джон Лэнгдон
Симметричный листовертень The Scene

Синергия — слияние компаний — в наш век глобальной экономики это стало обычным делом. Большие деньги для акционеров и большие проблемы для дизайнеров. Старые половинки, как правило, хотят на равных присутствовать в новой айдентике. Как быть? Тут как никогда пришлась бы кстати хитрость с амбиграммой. Двоевзор: меж букв слова Cadbury, прочитывается Dirol. Листовертень: в одну сторону читаем Konica, в другую Minolta (кстати, они недавно умерли… может стоило сделать нормальный логотип?).

David Slavitt. Двоевзор колебания (оscillations), Джон Лэнгдон
David Slavitt. Двоевзор колебания (оscillations). Восприятие написанного как бы колеблется между двумя вариантами.
Двоевзор Jamse/Joyce. Джон Лэнгдон
Двоевзор James/Joyce. Эффект основан на переключении восприятия фигура/фон.

Профессионалы знают, что хороший логотип это узор. Амбиграмма — это идеальный узор, высший пилотаж, фантастическая смесь каллиграфии, типографики и пытливого ума. Так может логотип-амбиграмма — идеальный логотип?

Полагаю, что как одно из направлений дизайна логотипа, амбиграммы будут развиваться. Тем более что приемов создания чего-то действительно оригинального и нового в айдентике становится всё меньше и меньше.

Мои амбиграммы

Антошка

6 декабря 2006
При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна. Недопустима перепечатка материалов без разрешения автора.