Александр Ширышев. Статьи по дизайну. Книги для дизайнеров. Новости.авторский проект Александра Ширышева  

Знак, логотип, рифма

Логотип — не словоформа, набранная оригинальной гарнитурой, и даже не шрифтовая композиция, а прежде всего композиция графическая, и внутри неё действуют всем известные правила и законы: ритм, рифма, баланс черного и белого, акценты и приоритеты, динамика и устойчивость. К ним добавляются требования, предъявляемые к айдентике вообще: удобочитаемость, технологичность, лаконичность, типографическая грамотность.

Когда рядом с логотипом планируется использование знака, количество композиционных задач, которые приходится решать дизайнеру, возрастает вдвойне. Существуют два основных подхода в разработке фирменного блока «знак+логотип»: контраст и рифма. Сегодня речь пойдет о втором.

При разработке рифмованного фирменного блока работа над знаком и логотипом должна вестись параллельно. Первый шаг, конечно, — поиск идеи знака. Но как только идея будет найдена и более-менее графически сформулирована, необходимо приступать к поиску шрифтового решения логотипа, потом корректировать знак в соответствии с логотипом и так далее до полной композиционной гармонии знака и логотипа.

Разберём процесс разработки рифмованного фирменного блока на примере.
Задача: разработать знак и логотип хостинговой компании . Статусной строки нет.

Пеликаны гуляют по пристани
Пеликаны гуляют по пристани

Опустим процесс поиска идеи для знака и начнём сразу с этапа её графического воплощения. В качестве сюжета знака был выбран образ пеликана. Эти птицы являются частыми гостями морских пристаней, причалов и доков. В отличие от чаек имеют романтический ореол и царственный вид. Гнездятся колониями. В легендах засветились как символ самопожертвования (легенда о пеликане, накормившем своих птенцов собственной кровью). Характер стойкий, нордический, в связях, порочащих их, замечены не были.

Эволюция знака
Эволюция знака

Натурализм в знаке — штука опасная по причине неохраноспособности. Поэтому от реалистического образа пеликана автор сразу начал двигаться к стилизации и лаконизму. Пеликан в процессе работы эволюционировал фантастически на радость старику Дарвину. Логотип тоже старался не отставать в развитии. Рассмотрим процесс поэтапно.

Этап 1. Первые наброски

Первые формы пеликана. Пока еще стараемся подражать анатомии птицы. Уже на этом этапе становиться понятно, что с крылом знак получается значительнее и благороднее, а его семантика — богаче. Выбираем цветовое решение, которое уже не поменялось до конца работы. Сразу захотелось поставить знак после логотипа, хотя такая композиция фирменного блока — редкий случай. Интуиция не подвела — все последующие попытки переставить знак в соответствии с «канонами» слева от логотипа оканчивались ничем. Из-за нестандартного композиционного решения пришлось повернуть птицу клювом к логотипу, а гузкой к зрителю. Зритель стерпит, дикой динамики нам не надо, зато фирменный блок получился крепким и целостным.

Знак, логотип, рифма

Параллельно нащупываем шрифтовое решение. Пока рисуем шрифты ручками, пытаясь повторить характерные элементы знака. Получается смешно, местами нелепо и чересчур декоративно, но на это можно пока не обращать внимания.

Рядом со шрифтом аморфному пеликану становится не уютно, и постепенно его части тела выравниваются, в них появляются прямые элементы, а изгибы приобретают осмысленность и соразмерность шрифту. Взаимное влияние знака и логотипа особенно ощутимо на первых этапах, когда закладываются основы будущей гармонии.

Этап 2. Формы твердеют

В ходе рисования шрифта, как правило, приходишь к естественной и очевидной мысли, что где-то такое уже видел. Когда точно знаешь что надо, можно вообще не рисовать, а сразу направляться в шрифтовой каталог и искать подходящую по характеру гарнитуру. Всё равно все велосипеды уже давно придуманы. Вот и автор, глядя на последний вариант логотипа, понял, что он чем-то похож на шрифт Crillee, только не наклонный. Сравниваем. Конструктивные связи между шрифтами очевидны, декор концептуально перекликается. А если нет разницы, зачем работать дольше? Работаем с Crillee. Убираем наклон и его последствия. Очевидные недостатки: нелепая K, слишком дробный знак и слишком тяжёлый и статичный характер шрифта. Сплавляем конечности пеликана в одно целое, изменяем форму клюва, делаем формы крыла и туловища строже. Рвём d и k, чтобы облегчить логотип. Букву D разорвали вверху, чтобы срифмовать с С и R, а также с новенькой прямоугольной башкой пеликана. Однако буква K по-прежнему напрягает своей неуклюжестью.

Знак, логотип, рифма

Изменяем конструкцию буквы K. Изменяем нижние окончания С и Е, чтобы зарифмовать их с нижней частью полуовала D. Стабилизируем знак, делаем более выразительным клюв. И всё равно пеликан до сих пор выглядит словно неоперившийся птенец. Озадачиваемся серьезным вопросом: уже давно у нас пеликан состоит их трёх частей, но пока только две из них зарифмованы — крыло и туловище. Появляется навязчивая идея: зарифмовать клюв. Вспоминаем, что основной анатомической фишкой птицы (а заодно и признаком возмужания) является мешок под клювом, в котором она хранит пойманную впрок рыбу. Кардинально меняем форму клюва, корректируем черепную коробку и прическу. Теперь сомнений нет: клюв не мальчика, но мужа! Получаем новые рифмы и новые проблемы…

Знак, логотип, рифма

Этап 3. Эволюционный скачок

Пеликан у нас уже такой, что не стыдно старику Чарльзу показать. А вот логотип, несмотря на все усилия, остался далеко в каменном веке. Самое страшное, что мы приплыли к конструктивным отличиям: внутренний просвет в знаке изменился с кривого прямоугольника на правильную окружность, пропорции самой птицы стали приближёнными к квадрату, а буквы в логотипе — конкретно прямоугольные. Гармонии нет, семья разбита. Однако на этот раз мы точно знаем, какая пара нужна нашему красавцу пеликану.

После непродолжительных целенаправленных поисков обнаруживаем, что шрифт Friz Quadrata удовлетворяет большинству требований предъявляемых знаком к логотипу. Фактически это наш логотип, только с квадратными пропорциями: та же буква K, буква D c разрывом и внутрибуквенным просветом практически в точности повторяющим просвет в знаке, окончания у Е и С рифмующиеся с D, односторонние засечки у выносных элементов. Работаем.

Знак, логотип, рифма

Этап 4. Трудный поиск

Крутим, вертим знак: продолжаем оттачивать рифмы и искать баланс между элементами. В какой-то момент приходит понимание того, что клюв мы изменили, а рифмы от этого сильно много не стало. Попытки зарифмовать части тела пеликана путём дальнейшего изменения клюва приводят к тому, что стилизованная птица совсем перестаёт быть похожа сама на себя. Что ж, если клюв не идёт пеликану, значит пусть пеликан изменится под свой клюв. Прищуриваемся и с криками «Эврика!!!» убираем пару изгибов. Мы пришли к форме, которая фактически больше не изменится, потому как в ней появилась железная логика и титановая конструкция.

Знак, логотип, рифма

Между тем в логотипе пока титана мало. Первым делом скругляем концы у штрихов, экспериментируем с R, мучаем место рассоединения у D, чтобы добиться более очевидной рифмы со знаком. Изменив D, необходимо теперь менять С и Е. Меняем… и плюёмся в экран. Не то. Ко всему прочему перестаёт устраивать K — слишком прямая и не имеет ничего общего со знаком, но при этом потенциал стать интересной буквой есть.

Этап 5. Переломный момент. Свет в конце тоннеля.

Начинаем эксперименты с K… плюёмся, гнём курвы и опять плюёмся. Сложнее буквы в алфавите нет. В конце концов, находим слегка смелое, но интересное решение рифмующееся со знаком. Переходим к букве R. Вспоминаем как она выглядела в варианте основанном на Crillee. Пробуем… Красота! Буква R получилась знатная, буквально в точности повторяющая элементы знака. Находим решение окончаний D, C и E, которое в целом устраивает.

Знак, логотип, рифма

Этап 6. Финальные штрихи.

Форма окончаний D, C и E наконец стабилизировалась. Наклонив затылок у пеликана, получили долгожданную рифму. . Можно показывать клиенту.

Знак, логотип, рифма

Этап 7. Post Scriptum, которого могло бы и не быть.

При утверждении логотипа клиент решил покапризничать, сказав что хохолок у пеликана воспринимается как клюв, а получившаяся птица-перевёртыш отсылает к пионерскому детству, которое не вызывает положительных ассоциаций. После долгих препирательств, скрежеща зубами, пришлось убрать хохолок-клюв. Безболезненно это не прошло: пришлось изменить пропорции знака, чтобы уменьшить дыру, которая образовалась, и перелопатить многострадальные окончания D, C, E. Однако множество рифм как внутри знака, так и между знаком и логотипом были фактически утеряны.

Знак, логотип, рифма
7 марта 2007
Ссылки по теме:

Сайт компании Docker

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна. Недопустима перепечатка материалов без разрешения автора.