Александр Ширышев. Статьи по дизайну. Книги для дизайнеров. Новости.авторский проект Александра Ширышева  

Об авторском праве. Часть 2

Продолжаем препарировать от 9 июля 1993 года за номером 5351-I «Об авторском праве и смежных правах».

Авторское право на служебные произведения

Авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение), принадлежит автору служебного произведения.
Статья 14. Пункт 1

Предельно понятная и даже в чём-то избыточная статья. Ведь согласно Статье 4, автор — физическое лицо. Поэтому компания, студия, бюро и любой другой работодатель не могут быть автором, а значит, не могут обладать авторским правом.

Несмотря на это, сплошь и рядом работодатели пытаются узурпировать права на произведения. Если при приеме на работу соискателю подсовывают на подпись бумаги, по которым он якобы лишается авторских прав на сделанные в компании проекты, соискатель имеет полное право предложить работодателю засунуть эти бумаги куда подальше. Если очень хочется устроиться на работу, можно бумаги подписать, а предложить их засунуть уже после увольнения. Всё равно подобные положения в трудовом договоре противоречат сразу нескольким статьям Закона и никакой юридической силы не имеют. Но всё-таки лучше не подписывать.

Проведём простую параллель: писатель продает исключительные права издательству, но при этом не перестаёт быть автором произведения, может об этом открыто говорить и всячески себя рекламировать. Не бывает такого, что рукопись передается издательству, а потом она выходит беспризорной с одним названием и издательской маркой. Однако в дизайн-индустрии почему-то считается нормальным, когда на сайтах студий висят работы-сироты, а их авторам затыкают рот липовыми бумажками.

Исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное.
Размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядок его выплаты устанавливаются договором между автором и работодателем.
Статья 14. Пункт 2

Тут тоже всё понятно. Есть трудовой договор, и больше, чем в нём написано, автор требовать не вправе. Под «исключительными правами» подразумеваются имущественные права, про которые говорится в Статье 16.

Работодатель вправе при любом использовании служебного произведения указывать свое наименование либо требовать такого указания.
Статья 14. Пункт 3.

Автор уволился, а на своей страничке в интернете разместил портфолио, в котором есть произведения, сделанные им, пока он работал в компании. Бывший работодатель не может запретить ему публикацию произведений, однако имеет полное право напомнить автору, кто обеспечил его работой, и потребовать сделать в портфолио соответствующую ремарку.

Также трудовом договоре надо уточнить всё то, что не уточняет Закон. Например, участие в конкурсах, выставках, публикации в профессиональных изданиях. Есть мнение, что право автора на имя не позволяет ему участвовать в фестивальной жизни со служебным произведением. Это надо проговорить.

Личные неимущественные права

Автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права:
— право признаваться автором произведения (право авторства);
— право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);
— право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;
— право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).
Статья 15. Пункт 1

Право авторства в комментариях не нуждается. Право на имя даёт возможность использовать работу в личных рекламных целях. Про право на обнародование поговорим ниже. Право на защиту репутации можно толковать по-разному, однако, скорее всего, имеются в виду искажения не с целью улучшить, доработать произведение или сделать римейк, а с целью задеть, унизить или обидеть лично автора. Например, завистник нарисовал на репродукции произведения половой орган, да так, как будто он там и был. Всем смешно, художник оскорблен. Он вправе потребовать сатисфакции. Сложно представить ситуацию, когда дизайнеру будет необходимо воспользоваться этим правом, особенно учитывая, что дизайн — не способ самовыражения, а работа на заказ. Доказать, к примеру, что искаженный заказчиком логотип задевает честь и достоинство дизайнера, который его создал, представляется нереальным и нецелесообразным.

<…> Обнародование произведения — осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом; <…>
Статья 4
Автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Если произведение уже было обнародовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве. При этом он вправе изъять за свой счет из обращения ранее изготовленные экземпляры произведения. При создании служебных произведений положения настоящего пункта не применяются.
Статья 15. Пункт 2.

Здесь не лишним будет вспомнить, что Закон написан не только для дизайнеров, но и для прочей творческой и псевдотворческой братии: художников, музыкантов, режиссеров, скульпторов, поэтов, писателей, драматургов, архитекторов, фотографов и даже географов. Так вот, право на обнародование и отзыв — фактически не про дизайн. На служебные произведения право на отзыв вообще не действуют, а именно в таких подневольных условиях и творится львиная доля дизайна. Ситуация же, когда дизайнер-фрилансер, получив свои кровные денежки за произведение, вдруг решит его «отозвать», больше похожа на историю про сумасшедшего. Всё-таки дизайнер — не художник, и ему не свойственны творческие истерики, а заказчик дизайна — не художественная галерея и не театр — подобной шутки явно не оценит. Тем не менее, право такое автор имеет. Можете попробовать им воспользоваться — потом поделитесь впечатлениями.

Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения.
Статья 15. Пункт 3.

Очень важный пункт! Должен быть выучен наизусть. Про имущественные права написано в статье 16. Забегая вперед, подчеркнем, что когда в договоре заказа на дизайнерские разработки говорится про передачу прав на произведение, то имеются в виду только имущественные права, они же — исключительные права на использование произведения. Перечитайте название Статьи 15 и вдумайтесь: не зря оно начинается со слова личные. Личные неимущественные права сохраняются за автором, даже если его запытают до смерти с целью получить у него эти права.

Авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти <…>. Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно.
Статья 27. Пункт 1

Продолжение следует…

4 апреля 2007
Ссылки по теме:

Об авторском праве. Часть 1

Об авторском праве. Часть 3

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна. Недопустима перепечатка материалов без разрешения автора.