Александр Ширышев. Статьи по дизайну. Книги для дизайнеров. Новости.авторский проект Александра Ширышева  

Об авторском праве. Часть 3

Имущественные права

Никогда не надо соглашаться подписывать бумаги с формулировками вроде «передаю все авторские права навсегда». Во-первых, это глупо, потому что юридические документы не могут идти вразрез с федеральными законами. Во-вторых, даже с подобной бредовой формулировкой, не имеющей юридической силы, клиент может потрепать нервы автору, требуя убрать работу из портфолио или ещё чего похлеще.

Большинство людей, которые заказывают дизайн, ни разу не видели закона «Об авторском праве…». Поразительную профнепригодность демонстрируют даже штатные юристы, не способные отличить имущественные права от неимущественных. Какой только чуши не наслушаешься в баталиях за два маленьких слова. Поэтому лучше провести жёсткий ликбез по авторскому праву на этапе визирования договора, чем потом скандалить из-за филькиной грамоты.

Автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом.
Статья 16. Пункт 1

Когда в договоре между работником и работодателем или между исполнителем и клиентом идет речь о передаче прав на произведение, имеются ввиду исключительные имущественные права.

Исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать следующие действия:
— воспроизводить произведение (право на воспроизведение);
— распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);
— импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);
— публично показывать произведение (право на публичный показ);
— публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);
— сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);
— сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);
— переводить произведение (право на перевод);
— переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку);
— сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения).
Статья 16. Пункт 2.

Вот сколько прав передает автор заинтересованной в его произведении стороне. А стороне бывает и этого мало. И бывает это не от жадности, а от незнания данного пункта.

Передача имущественных прав. Авторский договор

Имущественные права, указанные в статье 16 настоящего Закона, могут передаваться только по авторскому договору <…>
Статья 30. Пункт 1

Как гласит известная пословица, без бумажки ты… не владелец имущественных прав.

Авторский договор о передаче исключительных прав разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам. <…>
Статья 30. Пункт 2.

А вот и вожделенная буква закона, которая защищает владельца исключительных прав, т.е. конечного потребителя дизайн-продукции. Спи спокойно, дорогой клиент. Если у тебя есть договор, ты — полноправный и единовластный хозяин произведения.

У многих возникает естественный вопрос: если понятия неотчуждаемости авторского права и неимущественных прав не могут применяться к юридическому лицу, а имущественные права передаются по договору клиенту, то что остается дизайн-компании? А компании остаётся то, что она сама себе оставит. Однозначно надо упомянуть в договоре заказа право на публичный показ. Также в последней правке Закона появился новый пункт: право на доведение до общего сведения. Его тоже можно придержать. Само собой эти же права передаются клиенту.

Права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре прямо не предусмотрено иное.
Статья 30. Пункт 4.

Сим мудрёным словесным оборотом законодатели предупреждают покупателей прав: читайте внимательно договор и ищите словосочетание «исключительные права».

В качестве домашнего задания, рекомендуем ознакомиться со Статьями 31-34, проливающие свет на авторский договор и договор заказа. А здесь мы остановимся только на самом интересном пункте, которым очень приятно удивлять зарвавшихся правопокупателей.

Условия авторского договора, противоречащие положениям настоящего Закона, являются недействительными.
Статья 31. Пункт 7

Ну, подписал автор бумажку, согласно которой его всячески ущемляют, притесняют и используют корысти ради. Всегда можно сослаться на Закон и отказаться выполнять противоречащие ему условия договора. Только надо будет приготовиться к неприятному эпизоду в карьере, потому что Закон знают единицы, а слова «безответственный, нечестный, кидала, обманщик» понятны всем, и поди потом, докажи, что ты просто невнимательно читал и надеялся на порядочность и честность людей. Поэтому всегда и везде вечная слава спокойному и вдумчивому изучению документов.

Закрепим пройденное на примере.

Вопрос юристу

В студии Л работали арт-директоры Ф и Г. Результатом работы стал некоторый набор произведений, именуемый портфолио. Потом арт-директоры расстались. Г начал работать как фрилансер и выложил свои работы сделанные в студии Л на личный сайт. Ф создал новую студию Н и стал использовать для её рекламы и раскрутки работы студии Л. Кто из арт-директоров нарушил Закон?
Антонина Петровна, г. Коломна, Московская обл.

Оба арт-директора являются соавторами работ, обладая личными неимущественными правами. Поэтому, выкладывая работы на свой личный сайт, арт-директор Г не нарушает Закон. Арт-директор Ф создал новое юридическое лицо, которое не может обладать личными неимущественным правами. Имущественными правами на служебные произведения обладает студия Л, поэтому демонстрируя работы Л в портфолио новой студии Н, арт-директор Ф нарушает Закон.

11 апреля 2007
Ссылки по теме:

Об авторском праве. Часть 1

Об авторском праве. Часть 2

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна. Недопустима перепечатка материалов без разрешения автора.