Александр Ширышев. Статьи по дизайну. Книги для дизайнеров. Новости.авторский проект Александра Ширышева  

Буква Р. Эволюция.

В прошлый раз мы остановились на том, что славяне обзавелись собственной азбукой, которая во многом копировала азбуку греков. Помимо графем был скопирован и стиль письма — греческий литургический устава IX века.

Буква Р. Эволюция
Греческий унциал IX-X века

Устав характеризуется торжественностью, геометричностью, отсутствием наклона букв и промежутков между словами. Пропорции буквы приближены к квадрату. Каждая буква писалась отдельно, в несколько движений руки, тростью или пером (гусиным, лебединым, павлиньим). Но даже в этом строгом и геометрическом письме попадались мягкие, каллиграфические формы. Одной из таких форм была буква Р, выглядевшая строчной среди прописных.

Буква Р. Эволюция
Остромирово евангелие, 1056—1057 гг.

Самой ранней из дошедших до наших дней объемных рукописей Древней Руси считается Остромирово евангелие. Книга была написана дьяконом Григорием в 1056—1057 гг. для новгородского посадника Остромира, родственника киевского князя Владимира.

Буква Р. Эволюция
Минея-четья Чудовского монастыря, 1600 г.

Полуустав — более поздняя форма кириллицы, появившаяся впервые в конце XIII века в Болгарии, с конца XIV века употреблявшаяся для написания книг на Руси, окончательно сложилась в XV-XVII веках. В это время значительно возрастает потребность в книгах, и профессиональные писцы, дорожа временем, пишут быстрее и убористей. Полуустав был мельче и проще устава, сохранилась торжественность, рисунок букв остался прежним, но приобрел наклон, пробелы между буквами уменьшились, а к XVII веку появились пробелы между словами.

Формы букв в кириллических уставе и полууставе за 800 лет фактически изменились. Наша буква Р также не поменялась, если не принимать во внимание различие почерков разных писцовых школ.

Буква Р. Эволюция
Р с острой и тупой головой

Если проанализировать допетровские книжные рукописи XVII века, то выявляется вполне четкая картина: буква Р писалась, как и в IX-X веке, в одно или два движения пера и была соответственно с круглой или остроконечной головкой.

Буква Р. Эволюция
«Имя новое», Кариона Истомина, 1686г.

Как правило, ножка у Р свисала под строкой, но нередко бывало и так, что буква стояла на строке или вообще находилась в каком-то состоянии левитации, выпирая и вверх, и вниз. Как бы то ни было, а на форме буквы это отражалось мало. Никаких засечек в ней так и не появилось.

Буква Р. Эволюция
Книга Торопецкой десятни, 1606 г.
Буква Р. Эволюция
Буква  Р. Букварь Кариона Истомина, 1693 г.

Если так обстояли дела в полууставе, то чего же говорить о разухабистой и удалой скорописи. И тут Р представляет собой простую петельку.

Буква Р. Эволюция
Буквица Р из Остромирова евангелия, 1056—1057 гг.
Буква Р. Эволюция
Космография, 1669—70 г.г. (наверху — вязь, текст написан полууставом)

Буквицы, не смотря на свою монументальность, также повторяли конструкцию круглоголовой Р.

Буква Р. Эволюция
Правила соединения Р с другими буквами в вязи, XVII век

Последний стиль — вязь — своеобразное декоративное письмо, в котором строка связана в непрерывный равномерный орнамент. Чаще всего это письмо применялось для оформления заглавий. На Руси как декоративный шрифт вязь стала применяться в художественном оформлении книги с конца XIV века. Буква Р в вязи встречается разной формы. Иногда с круглой головкой, иногда с прямой верхней крышкой и засечкой слева вверху. Получается, что это — единственный пример буквы Р с верхней засечкой.

Буква Р. Эволюция
Вязь

С таким багажом пришла кириллица на петровскую плаху…

Буква Р. Эволюция
«Геометрия славянского землемерия». Первая книга, набранная гражданским шрифтом. Март 1708.

По одной только букве Р нового гражданского шрифта можно понять, что делали шрифт дилетанты, совершенно не знакомые с историей русской типографики и каллиграфии. Откуда взялась это уродливая бескозырка набекрень в букве Р и чья это была идея, науке не известно (есть несколько предположений, но нет конкретный фактов в пользу хотя бы одного из них). Зато известно, что в том же 1708 году гражданский шрифт был подправлен и бескозырку у Р убрали.

Буква Р. Эволюция
Подправленный гражданский шрифт, 1708 г.

Таким образом даже реформа Петра не стала для буквы Р роковой. Ещё в середине XVIII века у буквы была круглая головка без всяких засечек.

Буква Р. Эволюция
Типографский шрифт Академии наук. Санкт-Петербург, 1748 г. (он же «Малый канон»)

Однако в той же середине XVIII века появляется вариант кириллической Р, который полностью повторяет латинскую Р. Далее происходит укрепление позиций латинизированного варианта.

Буква Р. Эволюция
«Пробная книга всем азбукам…». Академия наук. Санкт-Петербург, 1748 г.

Если говорить о современных примерах, то круглая головку в букве Р есть только в исторических реконструкциях, например в шрифте Академический, который сделан по мотивам того самого шрифта Академии наук XVIII века.

Буква Р. Эволюция

Из исторического экскурса видно, что, во-первых, кириллическая Р является прямым потомком финикийской графемы, материализующей аналогичный звук, тогда как латинская Р имеет совершенно другие корни, а сходство этих графем — следствие случайного стечения обстоятельств. Во-вторых, даже имея одинаковые графемы, буквы несколько отличались глифами, так как имели разные способы написания. На определённом историческом этапе этот факт был проигнорирован. В-третьих, историческая форма кириллической Р не так уж сильно отличается от её современной формы и если вернуться к ней, то читаемость не пострадает. То же самое касается и строчной р.

Таким образом, основываясь на том, что прецеденты разработки различных глифов для одних и тех же графем имеются, предлагаю везде, где это возможно, делать кириллическую Р без верхней левой засечки. Это будет исторически правильно и типографически грамотно: разные звуки должны иметь разные буквы. Эта деталь, в том числе, будет уменьшать «заборность» кириллицы, которую последняя приобрела благодаря безграмотным реформам.

23 мая 2007
Ссылки по теме:

Раздел «Азбука»

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна. Недопустима перепечатка материалов без разрешения автора.