Александр Ширышев. Статьи по дизайну. Книги для дизайнеров. Новости.авторский проект Александра Ширышева  

Буква З. Эволюция

Несмотря на относительную устойчивость и консерватизм, некоторые кириллические буквы всё же существенно эволюционировали. Яркий пример тому — буква З. На взгляд обывателя между кириллической З и греческой Z нет никакой связи, а, между тем, первая является прямым потомком второй. Родословную этой буквы необходимо знать ещё и для того, чтобы решать насущные дизайнерские задачи.

Мне необходимо было написать «А3» а3, а не аз. В большинстве шрифтов и в латинице и в кириллице цифра «3» визуально очень напоминает букву «З». И я подумал о том, что цифра должна писаться всё-таки иначе. Шрифты, где цифра «3» отличается от буквы «З» есть, но их очень мало. И это, я думаю, имеет значение особенно в инфографике. Что Вы думаете по этому поводу?
Тимофей Покричук, дизайнер

Буква Z родилась, как и все другие буквы, на солнечном средиземноморском побережье. Правда, имела она первоначально совсем другой вид и называлась зайн, что в переводе с иврита означает оружие, меч или… мужской половой орган. Форма у буквы была соответствующая.

Буква З. Эволюция
Зайн

Греки, переняв букву, понятное дело, над её этимологией не сильно задумывались, поэтому у них она постепенно превратилась в дзету, которую было удобно выцарапывать, не отрывая стилуса от восковой таблички. На другом конце Средиземного моря этруски, соревнуясь с греками в искусстве передирать и адаптировать чужие письменности, тоже видоизменили зайн и вручили её латинянам фактически в z-образном виде.

Буква З. Эволюция
Дзета и Этрусская дзе

Судьба Z в латинском алфавите была нелёгкая. Поначалу она не использовалась и даже в IV веке до н. э. временно была исключена из алфавита. Появившаяся в III веке до н. э. буква G, чтобы не сильно нарушать порядок следования букв, была поставлена на место исключённой Z. Когда впоследствии буква Z снова понадобилась (для записи слов, заимствованных из греческого языка), она была возвращена, но уже в самый конец алфавита.

К тому времени, когда Кирилл и Мефодий озадачились созданием славянской азбуки, буква Z писалась греками пером и была грациозна как трепетная лань, хотя конструкция её по-прежнему была крепка. На Руси же с буквой Z (земля) сразу начали происходить чудесные метаморфозы. Уже в Остромировом евангелие Z пишется с роскошным хвостом, обогащая тем самым скудный на тот момент комплект выносных элементов.

Буква З. Эволюция
Остромирово евангелие, 1056—1057 г.г.

Такой же хвост присутствует и в самых ранних берестяных грамотах. Тут следует отметить, что грамоты писались железными или костяными палочками — «писалами». Понятно, что процарапывать полукруглые элементы не очень удобно, гораздо удобнеё было бы прочертить угловатую Z. Однако, славяне терпеливо выводили хвосты, что говорит о том, что уже в XI веке подобная форма Z стала устойчивой графемой, а не особенностью почерка отдельных писцов.

Буква З. Эволюция
Берестяная грамота № 913, 1050—1075 г.г. Перечень церковных праздников, приходящихся на осень и начало зимы. Взято с .

В течение XI-XV веков графема не сильно менялась. Радиус и длина хвоста варьировались в зависимости от писцовой школы, почерка писца и его настроения.

Буква З. Эволюция
Смоленское судебное письмо, XIII век
Буква З. Эволюция
Новгородское судебное письмо, XIV век
Буква З. Эволюция
Московское судебное письмо, XIV век

С появлением и развитием скорописи форма буквы Z стала стремительно меняться, появились многочисленные вариации, в том числе и знакомая современному россиянину З. Треугольная головка при быстром письме превращается в круглую, нижний левый угол — в петлю, хвост окончательно и бесповоротно закручивается в баранку. За каких-то 100—200 лет форма буквы поменялась кардинально, породив новую графему. При этом, обзаведясь снизу полноценным телом, буква тут же взгромоздилась на линию строки, лишив тем самым кириллицу выносного элемента.

Буква З. Эволюция
Из азбуки скорописного письма

К предреформенному XVIII веку З не только не стабилизировалась, но даже не смогла окончательно вытеснить Z. В письменных источниках того времени царит настоящий хаос в отношении этой буквы. Помимо трех стилей письма (полуустава, скорописи и вязи), существовало огромное количество почерков и писцовых школ. Всё это, помноженное на размытую (к тому времени) конструкцию буквы, порождало бесконечное количество вариаций Z-З.

Особенно шизофреничные варианты Z-З встречаются в книгах того времени. Устав не позволял развивать большую скорость письма, а формы букв из скорописи, которую писцы книг видели сплошь и рядом, не давали покоя. В результате получались какие-то вымученные, неестественные гибриды.

Буква З. Эволюция
Вариации Z-З из книги Л.М. Костюхина «Книжное письмо XVII в.»

Тем не менее, буква Z даже не добралась до письменного стола Петра I. Царь чиркал по различным формам З. Чиркал, чиркал… да забыл включить в алфавит: в первом комплекте знаков 1707—1708 г.г. буква З отсутствовала вообще. И только в 1709 букву соизволили вырезать.

Буква З. Эволюция
Образец строчных литер амстердамской работы в трех кеглях, 1707 г.
Буква З. Эволюция
Образец дополнительных строчных литер амстердамской работы в трех кеглях, 1709 г.

Теперь вернёмся к первоначальному вопросу. Арабскими цифрами россияне начали пользоваться также при Петре I. Если посмотреть на один из первых учебников по арифметике 1700 г. с одноименным названием, то мы увидим, что цифра 3 имела головку с плоской крышкой. Перелистав архив на 50 лет вперед, мы увидим в изданиях Академии наук цифру 3 уже с круглой головкой. Один бардак сменился другим. Положение спасала интересная форма З, которая не только украшала изнасилованный латинофилами алфавит, но и четко отделяла букву от цифры, которые по недосмотру поделили одну графему.

Буква З. Эволюция
«Пробная книга всем азбукам…». Академия наук. Санкт-Петербург, 1748 г.

Если бы всё делалось по уму, а не через одно место, то при утверждении графемы З, можно было вспомнить об арабских цифрах, которые внедряли практически параллельно шрифтовой реформе. Логично было бы закрепить эту графему за цифрой и вернуться к исконной форме Z, тем паче, что подобное решение прекрасно ложилось на концепцию латинизации. Почему об этом не подумали — очередной вопрос, сотрясающий пустоту.

Буква З. Эволюция

Как уже наверно понял догадливый читатель, пытаться дистанцировать букву от цифры путём манипуляции с формой головы — бессмысленное занятие. На плоскую крышку оба символа претендуют на равных, поэтому про неё лучше просто забыть.

На мой взгляд, во-первых, стоит обратить внимание на петлю. Исторически точно она реализована в шрифте Academy. Да, это архаика, но переведём свой взгляд на заграничный Minion, который я уже не первый раз ставлю в пример. Почему бы не сделать хотя бы намек на петлю? Почему эта деталь не может стать полноправным конструктивным элементом буквы? У цифры 3 такой петли никогда не было и не будет.

Во-вторых, пропорции. Буква З шире цифры 3. Это видно даже когда вы читаете этот текст, набранный убогим экранным гротеском.

В-третьих, засечка сверху. Например, в прекрасном шрифте Baskerville отсутствие засечки у цифры 3 откровенно педалируется. Обыватель о таких тонкостях не знает, но интуитивно понимает, что такой буква З быть не может.

В-четвертых, контраст между верхней и нижней частью у цифры больше: маленькая головка и массивное основание, как у снеговика. Буква З, напротив, стремится к равенству верхней и нижней частей, и они отличаются настолько минимально, насколько это позволяют принципы оптического равновесия.

В-пятых, где это возможно, цифру можно избавлять от капли снизу (если говорить об антиквах) и делать апертуру больше (если говорить о гротесках). Правда, придётся от капель отказаться и в других цифрах: 5, 6 и 9.

Наконец, изучите опыт конструктивистов (шрифт Rodchenko). Даже в рамках жесткой модульной сетки они умудрялись сделать два оригинальных знака, которые прочитывались однозначно.

30 мая 2007
Ссылки по теме:

Раздел «Азбука»

При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна. Недопустима перепечатка материалов без разрешения автора.