Александр Ширышев. Статьи по дизайну. Книги для дизайнеров. Новости.авторский проект Александра Ширышева  

Про количество вариантов

Для меня уже давно не стоит вопрос, сколько вариантов логотипа (знака) предоставлять заказчику. Это золотое число — три. Однако, постоянно сталкиваешься с вопросом со стороны клиента: «А почему три? Что, если нам не понравится ни один из предложенных вариантов?». Есть несколько вариантов дальнейшего диалога и соответствующих им сюжетов развития событий.

1. Прогиб

Согласиться сделать столько вариантов, сколько потребуется, до полной и безоговорочной победы. Но этот вариант могут позволить себе только начинающие фрилансеры, потому как речь в данном случае идёт о бесплатной работе.

2. Поза

Гордо выпятив грудь, выдать тираду про профессионализм и небывалый опыт в этом деле, про то, что таких ситуаций, когда ничего не нравилось, вообще никогда не было. Однако, практика и здравый смысл подсказывают, что подобный ответ делает уже настроенного скептически клиента, ещё более скептичным. Ведь кто задает подобные вопросы? Люди прагматичные, расчетливые, трезвомыслящие или просто имеющие негативный опыт взаимодействия с недобросовестными исполнителями (не обязательно дизайнерами). Им нужны аргументы или алгоритм дальнейших действий.

2.1. Жёсткая поза

Согласиться сделать столько вариантов, сколько потребуется, до полной и безоговорочной победы… но за деньги. В данном случае, клиент продолжает общение с исполнителем, только если он уже сделал выбор и хочет работать только с ним.

Примечание. Уведомлять о своей жёсткой позиции (в случае наличия этой самой позиции) необходимо и без наводящих вопросов клиента, чтобы потом не было недоразумений. А потом жесткую позицию следует прописать в договоре.

2.2. Поза с прогибом

Иметь жесткую позицию и принципы хорошо, когда ты крепко стоишь на ногах, а за дверью очередь желающих отдать тебе заказ. Но в нашем жестоком мире, в суровых российских реалиях, если молодая компания хочет жить и развиваться, приходится быть гибче. Поэтому можно попробовать слегка прогнуться, например, предложить клиенту схему «3+2», когда разрабатывается три варианта логотипа и, если ни один из них не устраивает, предлагаются ещё два, с учётом пожеланий клиента.

Почему именно два? Почему не десять, двадцать, тридцать? Если уж руководствоваться логикой клиента, какие гарантии, что эти дополнительные варианты его устроят? Однако данная схема обладает какой-то невероятной магией: в большинстве случаев клиента устраивает этот ответ, и вопрос с вариантами закрывается. При этом применять данную схему (т.е. делать дополнительные два варианта) приходится крайне редко.

3. Аргументы

Развёрнуто отвечать клиенту на его вопрос. Объяснять, что от некачественного (неверного) решения ограждают, во-первых, грамотно составленное техническое задание, а, во-вторых, выработанные критерии, которые используются на стадиях разработки, анализа вариантов и обсуждения проекта. В-третьих (опционально), можно поставить клиента в тупик встречным вопросом: а какие, мол, гарантии, что ему вообще что-то понравится, даже если сделать 103 варианта? Хотя последнее эмоционально очень близко к «позе», и говорить это стоит, только если есть уверенность, что клиент воспримет вопрос адекватно.

Примечание. И всё равно, если вопрос уже прозвучал, любые аргументы закончатся либо позой, либо прогибом. Как в песне поётся: «думайте сами, решайте сами»…

4. Гуру

Кое-кто предоставляет клиенту два варианта. Два — это уже выбор, но процент клиентов, которые готовы выбирать из двух вариантов, крайне мал, а исполнителей с задатками психологов, которые могут убедить, что этого вполне достаточно, — ещё меньше.

6 июня 2007
При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна. Недопустима перепечатка материалов без разрешения автора.