Александр Ширышев. Статьи по дизайну. Книги для дизайнеров. Новости.авторский проект Александра Ширышева  

Одна маленькая диаграмма

Диаграммы очень часто встречаются в различных рекламно-презентационных материалах и в деловой отчётности. Они являются важным, зачастую ключевым элементом дизайна. От качества исполнения диаграмм во многом зависит впечатление, которое сопровождающий их текст произведёт на читателя. Одну и ту же диаграмму можно нарисовать десятками и сотнями разных способов, соответствующих шкале читательского отклика, которая варьируется от полного безразличия, до глубокого вовлечения.

Несомненно, стилистика, в которой рисуются диаграммы, должна совпадать со стилистикой материалов, рядом с которыми она расположена. Но не менее важным в дизайне диаграмм является соблюдение абсолютных критериев, предъявляемых к таблично-схематическим материалам: наглядности и очевидности. Очень часто эти критерии приносятся в жертву изысканной стилистике, тогда как, напротив, должны дополнять её, создавая крепкий союз удобства и эстетики.

Одна маленькая диаграмма

Попробуем рассмотреть нюансы дизайна диаграмм на одном небольшом, но характерном примере. На входе: уродливые диаграммы Excel. На выходе должна получиться максимально наглядная диаграмма для буклета, на стилистике которого мы не будем заострять внимание в данной статье.

Одна маленькая диаграмма

Рисуем первую диаграмму. Все лишние шкалы убираем, лживые кривые не используем, все значения чётко прописаны. По большому счёту, это гибрид графика и таблицы, который максимально наглядно и однозначно визуализирует данные.

Переходим ко второй диаграмме и обнаруживаем, что это тот же график, но показывающий из чего состоит общее количество и как составные части соотносятся друг с другом и с целым. После некоторых размышлений, приходим к выводу, что вполне возможно из двух диаграмм сделать одну, не потеряв при этом в наглядности. Остается главный вопрос: каким образом.

Здесь следует остановить повествование и определить критерии, которым в итоге должна соответствовать диаграмма.
1. Эстетика. Диаграмма должна быть максимально освобождена от лишних деталей, быть компактной, но в то же время лёгкой и воздушной.
2. Двухцветность. Не должно быть цветов, кроме кирпичного, черного и их оттенков, полученных путём уменьшения насыщенности двух первых.
3. Очевидность. При первом взгляде на диаграмму не должно возникать никаких вопросов. Информация по любой шкале должна моментально считываться.
4. Наглядность. В графике должен угадываться рост, иначе непонятно, зачем такой график показывать людям. Чем чётче будет выражен рост, тем лучше.
Первые два критерия произрастают из дизайна буклета, вторые два — абсолютные, и относятся к принципам построения диаграмм вообще.

Одна маленькая диаграмма

Возвратимся к процессу и оценим первый вариант дизайна. Фактически, идея взята из исходной экселевской диаграммы, причесана и объединена с первым графиком. Из плюсов можно отметить эстетику и некоторый лаконизм: всё-таки одной временной шкалой стало меньше. Однако, на этом плюсы заканчиваются. Диаграмма получилась дробной, как будто к одной приставили снизу другую, чтобы сэкономить место. Не очевидна связь чисел, несмотря на то, что они стоят в одних колонках: не сразу становится понятно, что сумма двух значений наверху равна значению внизу. Очень много подписей: две под диаграммой и легенда. Но самое скользкое место — верхняя часть диаграммы. Красное число относится только к верхней части столбца, которая также покрашена в красный цвет, но цветового кодирования в данном случае недостаточно. Читатель привык воспринимать столбец графика целиком, поэтому верхнее число всегда будет считываться как величина всего столбца. Кроме того, верхняя (красная) часть столбца начинается на разных уровнях как продолжение нижней (черной) части. Из-за этого совершенно не видно динамики роста количественных показателей. Вывод: не допустимо показывать соотношение частей путём совмещения их в одном столбце, если только эти части — не проценты.

Одна маленькая диаграмма

Логичным продолжением поисков стало разделение одного столбца на два без изменения композиционной схемы и стилистики. Диаграмма по-прежнему выглядит дробно. Связь верхней и нижней части так же не очевидна. Взаимоотношения данных в верхней части стали более наглядными, однако эстетическая привлекательность и лаконичность утеряны: диаграмма стала неряшливой и сумбурной. Добавление воздуха между столбцами ни к чему не привело.

Одна маленькая диаграмма

Появилась идея повернуть диаграмму на бок. Мотивация была простая: длинные числа аккуратно лягут на горизонтальные графики, уменьшив тем самым сумбур большого количества данных.

Одна маленькая диаграмма

Сумбура действительно стало меньше, но встал вопрос, где теперь разместить общую сумму. Вводим сумму в диаграмму с помощью дополнительного цвета и типографического изыска: фигурной скобки. Однако, диаграмма опять стала неряшливой, и потеряла в очевидности: значения не растут, а беспорядочно скачут.

Одна маленькая диаграмма

Следующим вариантом развития этой идеи стали полноценные столбцы: тоненькие пунктиры составных частей накладываем на толстый прямоугольник общего количества. С точки зрения наглядности это — несомненная победа. Данное решение можно оставить в качестве рабочего, но не финального, так как в диаграмме нет чистоты и изящества, а от наложенных друг на друга столбцов попахивает дешёвой уловкой.

Одна маленькая диаграмма

Попытка достичь чистоты, приводит к уменьшению наглядности. На этом этапе становится отчётливо видно, что горизонтальная композиция диаграммы — вялая и регрессивная. Из этого направления в поиске мы выжали всё что можно, поэтому попробуем вернуться опять к вертикальной диаграмме. Но требуется какая-то совершенно другая идея совмещения шкал.

Одна маленькая диаграмма

Вновь динамичная вертикаль, вновь мачты столбцов стремятся вверх, поражая небывалым ростом показателей. Данные разнесены, но вместе с тем составляют общее целое, демонстрируют наглядную картину взаимоотношения отдельных показателей друг с другом, а частей — с целым. Легенда слилась с подписью к диаграмме, а та в свою очередь гармонично вросла в график. У диаграммы появился и крепкий каркас, и лёгкость, как у парусника.

Одна маленькая диаграмма

Финальные штрихи. Не надо недооценивать умственные способности людей, оскорбляя их описанием очевидного: надпись «год» явно лишняя. Меняем цветовые акценты, так чтобы шкалы не противопоставлялись друг другу: в прошлом варианте кажется, что вверху доходы, а внизу убытки.

Из написанного выше видно, что даже такой, с виду незначительный элемент дизайна, как диаграмма требует к себе максимального внимания со стороны дизайнера. Усилия при этом окупятся сторицей. Полноценная, грамотно спроектированная диаграмма может стать жемчужиной разворота буклета или годового отчёта, заинтересовать потребителя и повысить его лояльность к продукту.

22 августа 2007
При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна. Недопустима перепечатка материалов без разрешения автора.