Александр Ширышев. Статьи по дизайну. Книги для дизайнеров. Новости.авторский проект Александра Ширышева  

Техническое задание для дизайнера II. Размер имеет значение

Наполнение этого сайта полезной информацией началось с двух статей, которые поднимали важные для меня темы: «Битва за гармонию или как дизайнеру общаться с клиентом» и «Техническое задание для дизайнера». Статьи тут же разлетелись по сети, никому неизвестный до этого сайтик посетили тысячи человек, а я понял, что эти темы важны не только для меня. Прошло 3,5 года, а моё мнение по этим вопросам практически не изменилось. Лишь появились новые интересные нюансы, о которых стоит поговорить.

Размер имеет значение

Опубликованный в статье пример технического задания практически сразу морально устарел для меня. Я занимался совершенствованием этого документа постоянно. На сайте «» я нашёл очень неплохие образцы технического задания, да ещё и заточенные под разные творческие работы. Одно время я пользовался ими практически в неизменном виде, пока не понял, что это не совсем то, что мне надо.

После того, как появился «Редбренд», я занялся серьёзным упорядочиванием проектной документации. Потратив несколько дней, я сотворил техническое задание мой мечты (как я тогда думал). Это был документ, который в незаполненном виде занимал 10(!) листов. Там было всё: описание задачи, подробное описание компании, общие сведения, сведение о диверсификации, ценовая политика, национальные симпатии, традиции, подробный портрет потребителя, его объективные и имиджевые потребности, эмоциональная составляющая, ситуация, в которой принимается решение о покупке, ассоциативные ряды, описания дистрибуции и продвижения, точки контакта, обзор рынка, конкуренты и конкурентные преимущества, технологические ограничения, приоритеты и критерии, которыми будут руководствоваться при оценке работы. Каждый пункт был разбит на подпункты, снабжён подробными комментариями и наводящими вопросами. Оформлен документ был таким образом, чтобы клиенту оставалось только вбивать необходимую информацию. Я гордился этой формой техзадания безмерно.

Однако, искренне стремясь к идеалу, я упустил некоторые особенности национального бизнеса. Возможно, где-нибудь в педантичной Германии или аккуратной Японии документация на десяти листах считается нормальной частью рабочего процесса, но только не в России. Тут действуют несколько иные законы взаимодействия дизайнера и заказчика, когда дизайнер представляется заказчику этаким тамадой с баяном: я тебе заплатил, а ты меня развлекай. Чем крупнее компания, тем меньше желания у ответственных лиц тратить время на подробное обсуждение причин, по которым заказываются те или иные творческие работы. Почему-то считается, что дизайнер — телепат и сам должен догадаться, что нужно заказчику. При этом никому не придёт в голову обратиться к незнакомому парикмахеру, кинуть на стол деньги и сказать: «Сделайте мне что-нибудь…». Для меня до сих пор остаются непонятными эти ментальные особенности, которые присущи, в том числе, и очень, очень крупным российским компаниям.

Ещё несколько интересных особенностей: заказчик готов вести многоэтапные многочасовые переговоры, но не готов потратить час на оформление документа, в котором можно изложить то же самое, но по существу; заказчику удобно обсуждать готовую работу и приходить к неожиданным открытиям, как не надо было делать, но не удобно думать об этом заранее, и ещё сложнее излагать свои мысли на бумаге; заказчик с лёгким сердцем отдает работу на судилище фокус-групп, но при этом скупится провести минимальные исследования рынка и целевой аудитории до начала работы над проектом.

Как следствие всего этого, первая реакция на полноценную форму технического задания — неприятие и негатив. Затем появляются два вероятных сценария: либо будут длительные переговоры, на которых Исполнителю предоставляется возможность судорожно заполнять техническое задание под диктовку, либо техническое задание отдадут какому-то менеджеру, и под диктовку будет заполнять он. В первом случае документ будет заполнен мучительно, но с душой, во втором случае будет стандартная отписка в духе «ну придумайте нам что-нибудь».

Очень редко я получал подробное техническое задание, в котором меж строк сквозила искренняя заинтересованность в результате и желание помочь. Это, как правило, были небольшие компании. И всегда в этих случаях документ заполнялся руководителем.

Продолжение следует...

16 января 2008
При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна. Недопустима перепечатка материалов без разрешения автора.