Александр Ширышев. Статьи по дизайну. Книги для дизайнеров. Новости.авторский проект Александра Ширышева  

Сложности простой геометрии

Даже простой на первый взгляд логотип требует тонкой доводки, которая заключается в компенсации оптических иллюзий и создании композиционной целостности. Скажем, решили мы создать суровый геометрический логотип, где основным строительным материалом станет окружность. У нас есть удачная словоформа, которая не сильно сопротивляется подобной реализации, а скорее наоборот — словоформа отчасти подталкивает дизайнера к подобному решению. Полкруга туда, сектор сюда — работать над сухими геометрическими формами легко и приятно. Проходит совсем немного времени, и на монтажном столе красуется, казалось бы, готовый логотип. Важно, чтобы к этому моменту взгляд творца не замылился, потому что начинается самое главное — преобразование сырой заготовки в законченное произведение.

Логотип Оптима
Промежуточный вариант логотипа Optima. Автор: Евгений Головач

Видно, что при работе над этой болванкой из геометрической концепции выбилась только буква m, она же единственная из букв подверглась серьезной коррекции. Потому как, если m построить правильными окружностями, она получается вызывающе широкой.

Логотип Оптима

Однако, если пристально посмотреть на логотип, становится понятно, что одной m не отделаешься. Доработки требует p, в серьёзной коррекции нуждается а, буква t в нынешнем своём виде конкретно портит композицию, и, наконец, m до сих пор далека от совершенства, потому как её сложная двухарочная конструкция требует особого внимания.

Логотип Оптима

У р тяжёлым получается место соединения окружности и основного штриха. Из-за оптических иллюзий кажется, что в этом месте штрих толще, чем везде. Это проблема решается путём поднятия точки соединения кривых чуть выше.

Логотип Оптима

У а более плачевная ситуация. Видно, что простой сектор окружности не справляется с ролью элегантного хвостика, порождая целый ряд проблем, которые надо решать. Во-первых, присутствует та же, что и в p, иллюзия ожирения места стыка окружности и хвостика. Во-вторых, сектор окружности того же диаметра, что и у тела буквы, велик для хвоста — хвост получается слишком пологим и вялым. В-третьих, хвост должен быть чуть ниже окружности, чтобы компенсировать иллюзию того, что он вздёрнут, которая возникает из-за разности масс этих деталей буквы. Итак, поднимаем место стыка, уменьшаем радиус изгиба, укорачиваем и немного опускаем хвост.

Логотип Оптима

Т вообще никуда не годится. Она падает на p, а после неё зияет огромная дыра. Решается эта проблема самыми решительными действиями: обрезается перекладина слева, удлиняется справа и производится серьёзная коррекция хвоста, примерно такими же методами, каким корректировался хвост у а. Здесь есть одна ловушка, в которую легко попасть: попытаться сделать хвост у точно таким же как хвост а. Это лишнее. Невооружённым взглядом разницу никто не заметит, а вот из-за желания сделать детали букв один к одному появятся новые проблемы, которые буду видны всем.

Логотип Оптима

М пережата, также немного переборщили с истончением арок — они смотрятся теперь слишком гуманистично на фоне суровой геометрии остальных букв. Расширяем, утолщаем, делаем грубее.

Логотип Оптима

Скрупулёзная работа над основным вариантом не исключает параллельных поисков альтернативных форм и стилистических приемов.

Логотип Оптима
Финальный вариант логотипа Optima. Авторы: Евгений Головач, Александр Ширышев. Логотип получил диплом на 8 Всероссийской выставке товарных знаков «Золотая Блоха».
30 января 2008
При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна. Недопустима перепечатка материалов без разрешения автора.