Александр Ширышев. Статьи по дизайну. Книги для дизайнеров. Новости.авторский проект Александра Ширышева  

Непринятый заказчиком

Работы с подписью «непринятый вариант», «не утверждён заказчиком», «посмотрите, как здорово получилось, а этот мудак всё зарубил» не должны присутствовать в портфолио дизайнера-профессионала. Тем более не должно быть таких работ в портфолио студии.

Дизайн — не живопись. Дизайн — не творчество. Дизайн — услуга. Суть работы дизайнера — решать конкретные клиентские задачи, облегчать жизнь, помогать продавать продукт. Не рисовать картинки, не самореализовываться, не творить для конкурсов, выставок и модных каталогов, а предоставлять услуги. Если работа заказана, но не принята, значит это хреновая работа. Если работа сделана, но не продана, значит это хреновая работа. Значит дизайнер не понял клиента, не услышал, не решил его задачу. Значит этот дизайнер некомпетентен.

Возьмем, к примеру, парикмахера. Он тоже, вроде как, творец. Вы садитесь в кресло, объясняете ему задачу и получаете решение. Что происходит, если вам не нравится результат? Происходит скандал. Это значит, что парикмахер вас не понял. Это хреновый парикмахер. Хреновый и наглый парикмахер ещё будет при этом утверждать, что это вы ему плохо объяснили задачу, что это вы во всем виноваты, да ещё под руку ему говорили. Хороший парикмахер знает, что и как спросить, а главное — умеет слушать. Хороший парикмахер не постесняется задать уточняющий вопрос в процессе работы. И хороший, и плохой парикмахер похожи одним: в их портфолио нет непринятых работ.

Это нормально, когда у молодого неопытного дизайнера появляются «сказочные» работы. Когда ты молод и неопытен, ты цепляешься за любую возможность продемонстрировать свой потенциал. У начинающего дизайнера и цена (зарплата) должна быть соответствующая, даже если он дико талантливый. Смешно, когда дизайнер на собеседование приносит портфолио на 58% состоящее из мертворожденных «дизайнов» и требует при этом полноценную зарплату. Страшно, когда «непринятые варианты» появляются в портфолио студий. Это тревожный звонок для заказчика.

Каким бы красивым не был «непринятый вариант», это всего лишь картинка сама в себе, которая живёт отдельно от мира, для которого она предназначалась. Можно обвинять в этом заказчика, можно ругать несформировавшийся рынок, ссылаться на профанацию спроса и предложения, но это всегда будет жалким лепетом неудачника. «Живые» работы в портфолио — не достаточный, но необходимый критерий профессионализма. Умение промолчать, даже если непринятый вариант очень нравится — признак зрелости.

Есть устойчивое рекламное выражение «За нас говорят наши работы». Я бы его скорректировал: «За нас говорят принятые заказчиком работы».

14 мая 2008
При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна. Недопустима перепечатка материалов без разрешения автора.