Александр Ширышев. Статьи по дизайну. Книги для дизайнеров. Новости.авторский проект Александра Ширышева  

Четыре кита на пути к прогрессу

Коллеги интересуются:

Здравствуйте Александр! Я дизайнер с одного из уголков нашей большой страны. Хочу спросить у вас совета. Как можно подтянуть своё мастерство в создании логотипов? Пока иного способа как следить за работами других творцов и анализировать их, не вижу. Возможности ехать на обучение в Москву нет. Смотреть на чужие работы можно сколь угодно долго, но чувствуется недостаток в теории. Хотя мной было перечитано множество статей по айдентике — это всё общая информация. C удовольствием несколько раз перечитал вашу стаью про создание логотипа docker. Удивлялся как вы подправляете буквы приводя их в единое целое с логотипом. Я не могу увидеть всего того что вы там описали. Для меня это мелкие правки но в целом потом становится видно, что да, логотип с каждой правкой становится лучше и лучше. Откуда эти знания? Многолетний бесценный опыт? Или обучение у мастеров? Чтобы достичь хотя бы частично такого уровня что необходимо? Работать, работаь и работать? Но ведь слепо работая и не видя ошибок никогда не научишся их исправлять, из каждой работы нужно делать выводы, а если ты не видишь недостатков значит не хватает опыта и теории. У нас очень мало всяческой литературы по данной теме, где же брать информацию? Книги по айдентике это в основном сборники лучших логотипов. Вот к примеру расстояние между буквами в логотипе где присутствует не только знак, но и надпись, есть же какие-то теоретические аспекты, или все делают на глаз. И таких вопросов много. Вообщем наставьте на путь истинный, как двигаться к прогрессу?

Айдентика — все равно, что кибернетика, — находится на стыке наук. Смотреть каталоги и чужие работы — последнее дело. Они полезны для поиска свежих тенденций и стилей, для сравнения своего подхода с подходом коллег, для перенятия чужого опыта. Не более.

Айдентика, на мой взгляд, держится на четырёх китах:
1. Вкус
2. Типографика
3. Эрудиция
4. Целесообразность

1. Воспитывайте свой эстетический вкус и чувство композиции. Смотрите на репродукции, ходите на выставки, читайте книги по истории искусства с разбором композиций и пластики картин. Найдите для себя любимых художников, скульпторов, фотографов: когда ты что-то по-настоящему любишь, то погружаешься в предмет с головой.

Литература:
Книги по дизайну
Книги по искусству
Книги по фотографии
Журнал «Художественная галерея»

2. Чтобы знать, что «подправить» в готовом шрифте, дабы он стал логотипом, чтобы выбрать наилучшее «расстояние между буквами», надо обладать глубоким пониманием типографики (слово, строка, наборная полоса, книга, классификация шрифтов и прочее) и конструкции шрифта (основные и дополнительные штрихи, выносные элементы, капли, засечки, полуовалы и прочее).

Литература (её сейчас полно):
Книги по типографике

Две самые главные книги:
Роберт Брингхерст
Юрий Гордон

3. Создайте базу данных метафор в вашей голове. Читайте и смотрите как можно больше, путешествуйте, проводите жизнь интересно и насыщенно. Откажитесь от футбольных матчей и сериалов в пользу классики кинематографа и литературы. Как-то давно прошла хохма: рэпер Эминем учит незнакомые слова по словарю. Смешно, но, скорее всего, правда. Чтобы писать новые интересные тексты, в которых есть что-то кроме «фак» и «бич», нужен словарный запас. В голове дизайнера айдентики должен быть богатый багаж метафор, чтобы работать с широким ассоциативным полем. Ограниченный человек — творческий импотент, который для того, чтобы изобразить «надежность», рисует пирамиду.

4. Надо уметь спрашивать и уметь слушать. Надо делать то, что нужно конкретному клиенту в конкретный момент времени. Для этого нужны реальные заказы, на которых вы решаете реальные задачи. Нет клиентов — найдите. Хоть ближайшему детскому дому предложите свои услуги. Или себе логотип разработайте, а ещё лучше — несколько: представьте себя крупной компанией, креативным безумцем или дизайнерским бутиком. И под каждую задачу разработайте свой вариант, не забыв продумать, как и где планируете его применять.

Проблемы, связанные с отсутствием одной из этих составляющих:
1. Можно придумать хорошую идею и плохо её реализовать
2. Можно разработать интересный знак, качественно его реализовать, но испоганить работу плохой типографикой.
3. Можно разработать безумно красивый знак, но пустой и даже глупый.
4. Можно сделать красиво, композиционно точно, идейно, но совершенно не попасть в бриф.  

7 июля 2008
При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна. Недопустима перепечатка материалов без разрешения автора.