Александр Ширышев. Статьи по дизайну. Книги для дизайнеров. Новости.авторский проект Александра Ширышева  

Простота в авангарде

На днях прикупил английскую книгу Charlotte Rivers "Logoart. Innovation in Logo Design" за 2008 год, чтобы ознакомиться с последними мировыми тенденциями рынка айдентики. Обзор инноваций получился специфический, потому как инновации удобно внедрять модникам, творцам, молодёжи и самому себе. Распределение кейсов по отраслям соответствующее: одежда и аксессуары, дизайн-студии и арт-тусовки, музыканты, фотографы, художники, телевидение, выставки, события, интернет-проекты. Тем интереснее: нет никаких ограничений, твори — не хочу, полный беспредел, безнаказанность и лояльность со стороны заказчика. В описании к работам авторы, не стесняясь, так и говорят про бриф: «нас попросили сделать круто», «нам сказали „удивите нас“», «надо, чтобы было современно и свежо». И что же на выходе?

Логотип с использованием Avant Garde

Во-первых, ни одного гуманистического гротеска. Балом правят геометрические гротески 30-х годов и их имитации. С огромным отрывом лидирует Avant Garde1. За ним следует Futura2. Третье место делит солянка из Bauhaus3, Lubalin, VAG Rounded и Kabel. На фоне довольно небольшой подборки (одна страница — одна работа), объем шрифтовой ретро-геометрии на квадратный сантиметр зашкаливает.

Логотип с использованием Avant Garde Логотип с использованием Avant Garde Логотип с использованием Avant Garde Логотип с использованием Avant Garde Логотип с использованием Avant Garde Логотип с использованием Avant Garde Логотип с использованием Avant Garde Логотип с использованием Avant Garde

Во-вторых, на примерах виден подтренд тренда: каллиграфия, орнаментальные и природные мотивы, оплетающие и вырастающие из скупого каркаса геометрических литер. С пластической точки зрения, конечно же, это резкий контраст, попытка местами порушить жёсткую конструкцию шрифта. С точки зрения семантики этот прием может передавать всё что угодно: от банальной экологичности, до оригинальной идеи сочетания в бренде двух противоположных начал (женственная мужественность, добро с кулаками и прочее), и вплоть до метафоры разбомбленного во время войны дома4. Как и любой тренд, вызывает только улыбку.

Логотип с использованием Futura Логотип с использованием Futura Логотип с использованием Futura Логотип с использованием Futura

В-третьих и в-главных, во всей книге ни одного градиента, ни одной тенюшки, ни одного блика, ни одного наложения цветов, ни одной псевдопрозрачности и ни одного эффекта размытия. Все логотипы показаны в чёрно-белой гамме или без труда в неё переводятся. Это не значит, что в книге — один модерн. Напротив — суровый постмодернизм: с трешем, грязью, ручными шрифтами и безумной эклетикой, но всё как-то в рамках формы и пятна.

Логотип с использованием lubalin Логотип с использованием lubalin Логотип с использованием Bauhaus Логотип с использованием Kabel Логотип с использованием VAG rounded

Субъективная подборка? Возможно. Но при этом к каждой работе идёт пояснение, а в нём задачи, требования, ограничения. И что бы вы думали? Даже модники и художники думают о вполне прозаичных вещах: как логотип будет вышиваться на ярлычке, как он пропечатается на футболке, как будет смотреться на вывеске ночью, как будет тисниться, конгревиться и вырубаться, как, в конце концов, он должен выделяться из всего того барахла что настругали биллогарднеройды и плагинопитеки за последние 10 лет.

Вот до чего мы докатились. Простота стала инновационной.

 

 

1 Avant Garde Gothic. Гарнитура разработана для фирмы International Typeface Corporation в 1970 (дизайнеры Герберт Лубалин, Томас Карнезе). Наклонные начертания спроектированы в 1977 (дизайнеры Андре Гюртлер, Кристиан Менгельт, Эрих Гшвинд). В основе рисунка гарнитуры лежит логотип, разработанный Любалиным и Карнезе для журнала «Авангард» под влиянием геометрических гротесков, популярных в 20-е и 30-е годы.

2 Futura. Гарнитура разработана для фирмы Bauersche GieЯerei в 1927 (дизайнер Пауль Реннер). Этот гротеск, основанный на простых геометрических формах, демонстрирует эстетику конструктивизма немецкой школы дизайна 20-30-х годов Bauhaus.

3 Bauhaus. Гарнитура разработана для фирмы International Typeface Corporation в 1975 (дизайнеры Эдуард Бенгет, Виктор Карузо) на основе рисунков шрифта 1925 года профессора школы дизайна Bauhaus (Дессау, Германия) Герберта Байера, в котором не было прописных.

4 Я серьезно. Написано, что логотип галереи Pleasant Studio символично изображает перекрытия здания, которое было частично разрушено во время налётов Люфтваффе в 40ых.

17 июля 2008
При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна. Недопустима перепечатка материалов без разрешения автора.