Александр Ширышев. Статьи по дизайну. Книги для дизайнеров. Новости.авторский проект Александра Ширышева  

Договор на творческие услуги

Статья написана для журнала «» №1(07)2008 в соавторстве с , юристом в области интеллектуальной собственности

Договор на творческие услуги представляет собой гибрид договора подряда и лицензионного договора1. Он заключается между Заказчиком2 творческих работ и Исполнителем творческих работ, результатом которых должно стать некое Произведение. Сторонами в договоре могут выступить как граждане, так и юридические лица. У Договора есть два приложения, которые являются его неотъемлемой частью: Техническое задание и Заказ. В самом Договоре описываются такие ключевые моменты как предмет Договора и права на произведение, в Техзадании — перечень работ, а в Заказе — наименование произведения, сроки и цена. Иные существенные условия могут быть расположены в самом Договоре или в одном из его приложений. В тексте Договора присутствуют ссылки на Техзадание и Заказ, а в Заказе и Техзадании указано, что они являются приложениями к Договору.

Договор на творческие услуги состоит из следующих разделов:

Предмет Договора. Помимо собственно предмета Договора, в этом разделе присутствует упоминание о приложениях и об их роли в юридическо-правовых отношениях между Заказчиком и Исполнителем (Сторонами);

Обязательства Сторон. Здесь оговариваются детали взаимных обязательств и порядок возмещение ущерба в случае их невыполнения;

Стоимость работ и порядок расчётов. В данном разделе описываются лишь нестандартные и непредвиденные ситуации. Конкретные цифры указываются в Заказе;

Порядок сдачи-приемки. Этот раздел регламентирует данную процедуру, и описывает порядок действий в случае, если результат работы не устраивает Заказчика;

Права на Произведение. Самый главный раздел Договора. Здесь Исполнитель отчуждает или предоставляет исключительное имущественное право на Произведение Заказчику и теоретически должен закреплять какие-то права на Произведение за собой. Здесь же прописано, на каком этапе и при каких условиях право отчуждается или предоставляется в пользу Заказчика, в течение какого срока и на какой территории действует, может ли оно передаваться третьим лицам. Также не лишним будет упомянуть в этом разделе про то, что Заказчику передается право только на утверждённый вариант Произведения, а все промежуточные варианты, рабочие идеи и концепты являются интеллектуальной собственностью Исполнителя;

Конфиденциальная информация. Помимо стандартных табу, в этом разделе стоит отметить, что идеи и концепции, которые не охраняются авторским правом, также являются коммерческой тайной;

Ответственности Сторон. Раздел, в котором описываются форс-мажорные ситуации, а также оговаривается ответственность в случае ущерба от использования Произведения или предоставления недостоверной информации;

Порядок изменения и расторжения Договора;

Порядок разрешения споров;

Заключительные положения;

Адреса и банковские реквизиты.

В Заказе прописывается наименование произведения, состав работ, указываются этапы (если работа разбита на этапы), определяется стоимость, количество вариантов, которые предоставляются Заказчику, срок выполнения (рабочие дни или конкретная дата), способ передачи и формат макета утверждённого Произведения. В этом же документе определяется порядок расчётов.

Почему именно эта информация выносится в Заказ? В случае, если сотрудничество обещает быть длительным (а Исполнитель творческих работ ориентирован именно на длительное сотрудничество с Заказчиком), всё, что может меняться от заказа к заказу, удобнее вынести за пределы Договора. Таким образом, достаточно будет один раз подписать Договор с общими условиями сотрудничества, а конкретные цифры оформлять небольшими приложениями, избегая тем самым утомительных согласований и случайных ошибок.

В Техзадании описывается вся информация, которую Заказчик готов предоставить Исполнителю для работы над Произведением. Объем и структура Техзадания зависят от принципов работы Исполнителя. У кого-то Техзадание занимает пару листов, у кого-то — десять, кто-то принимает его в свободной форме, кто-то требует от Заказчика заполнить конкретный опросный лист. Данный документ является единственным объективный критерием оценки результата работы, а хороший Договор не раз ссылается на Техзадание в пунктах, касающихся разрешения конфликтных ситуаций.

Перед началом сотрудничества описанные выше документы высылаются Заказчику для визирования. Занимается визированием штатный юрист или юридический отдел Заказчика. В большинстве случаев Договор возвращается отредактированным: где-то подправлены формулировки, где-то уточнены условия. Сколько бы юристов Исполнителя не работало над Договором, нельзя исключать возможность наличия несущественных ошибок, неточностей и мест, которые могут вызывать вопросы у «больших педантов», поэтому там, где правки не ущемляют права Исполнителя, лучше идти навстречу усердным правоведам Заказчика.

Самая горячая точка Договора — раздел «Права на произведения». Иногда доходит до того, что различное видение Сторонами вопроса авторских прав заводит переговоры по Договору в тупик. Противоречия в данном случае возникают по трём основным причинам. Разберем их подробно.

Некомпетентность штатных юристов Заказчика в вопросах интеллектуальной собственности

Случай, несомненно, вопиющий, но встречается он не так редко, как может показаться на первый взгляд. Наверно каждый Исполнитель может вспомнить много ситуаций, когда от юристов приходили правки к Договору в духе «Исполнитель передаёт все исключительные имущественные и неимущественные права на использование Произведения». Подобные формулировки говорят о том, что их автор в Закон об авторских правах даже не заглядывал3.

Однажды мы получили целую кипу правок, которые ущемляли авторское право вдоль и поперёк, а некоторые были похожи на бред сумасшедшего. Пришлось распечатать закон «Об авторском праве...» и отправиться на личную встречу с Заказчиком в присутствии того юриста, который правил Договор. На встрече юрист пререкался не долго, сознавшись, что этого закона ему читать не доводилось. Такой курьез можно объяснить только одним — это была строительная компания, и вопросы интеллектуальной собственности были слишком специфичны для его повседневной деятельности.

Заказчиков таких много, поэтому лучше облегчать юристам жизнь, ссылаясь в Договоре на нормативно-правовые акты, которые легли в основу соответствующих пунктов.

Различное толкование буквы закона

Такое встречается нередко. До 1 января 2008 года действовал Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-I «Об авторском праве и смежных правах», который ныне утратил юридическую силу. На смену ему пришла 4 часть Гражданского кодекса РФ «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации». И если с вопросом, что отчуждать Заказчику, проблем не возникает (ответ — исключительные имущественные права), то с вопросом, что оставлять Исполнителю, не всё так однозначно. При этом Исполнителю много не надо: главное — иметь возможность заявить во всеуслышание о своем авторстве.

По закону неимущественные права были неотчуждаемы от автора: право признаваться автором произведения, право на имя, право на обнародование, право на отзыв, право на защиту произведения от искажения4. В 4 части Гражданского кодекса РФ «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации» законодатели пошли по такому же пути — установив неотчуждаемость неимущественных прав автора.

Из всех этих прав полезные (на первый взгляд) в практическом и житейском смысле только два: право на имя и право на обнародование. Многие ошибочно считают, что право на обнародование — это как раз право демонстрировать Произведение (например, в портфолио). В действительности, это «право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения»5, при этом «автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения»6.

Другими словами, обнародование в нашем случае происходит в момент подписания акта сдачи-приемки, и получается, если разобраться, из полезных прав у Исполнителя остаётся только одно — право на имя. Однако, не отказывая автору в праве на имя, закон ничего не говорит о том, как это право автору позволено реализовывать.

Чтобы опубликовать работу в портфолио, Исполнитель должен обладать имущественными правами, а именно: право на публичный показ, право на воспроизведение, право на доведение до публичного сведения. Значит либо надо эти имущественные права оставлять за собой (как неисключительные), либо прописывать в договоре механизмы реализации своего неимущественного права на имя, когда Исполнитель передает Заказчику исключительные права, а себе оставляет неисключительную лицензию, объем которой указывает сам.

Вопрос настолько серьезный, что стоит процитировать одну из возможных формулировок этого места в Договоре:

«За Исполнителем, в целях реализации его прав на указание средств индивидуализации и права на имена авторов Произведения (ст.1265, ст.1474, ст.1484 ГК РФ и др.), остается неисключительное право использовать Произведения для демонстрации его как качественно и профессионально выполненный результат своей творческой работы. Для этого он имеет право:
1. Воспроизводить Произведение на бумажном, электронном или ином носителе.
2. Публично показывать Произведение:
2.1 Как в своем портфолио (сборник произведений Исполнителя), так и отдельно, непосредственно либо с использованием технических средств.
2.2 На собственном вебсайте, на выставках и конкурсах.
2.3 В специализированных каталогах, изданиях, в специальных ресурсах и т. д.
3. Сообщать произведение по кабелю или эфире».

Итак, у Исполнителя есть право на указание имени (наименования), право на указание иных средств индивидуализации и права на имена авторов, а у Заказчика — право использовать произведение единолично. Если в Договоре отсутствовало упоминание о том, что Произведение используется анонимно, то Заказчик должен рядом с произведение указать имя автора. В такой ситуации Исполнителю с Заказчиком надо договориться, что Заказчик использует Произведение без указания имени, а Исполнитель использует Произведение в своих целях, указывая имя автора рядом. Заказчик использует Произведение как средство индивидуализации, а Исполнитель как средство показать свое мастерство, т.е. у Сторон разные области использования Произведения и нет никакой конкуренции. Поэтому в предложенной выше формулировке у Исполнителя остаются не просто неисключительное право — он ограничиваете себя, указывая, что использовать Произведение будет только в целях демонстрации профессионализма, опыта и компетентности.

Отказ Исполнителю в возможности реализации его права на имя

Последнее противоречие — отказ Исполнителю в возможности реализации его права на имя — возникает не часто, но оно самое труднопреодолимое, так как почти всегда исходит не от юристов, а от руководства. В этом случае Заказчик настаивает на запрете использовать Произведение в портфолио Исполнителя на какой-то определённый срок, либо разрешает использовать Произведение в портфолио, но только с письменного разрешения Заказчика. Мотивация Заказчика в этом случае либо крайне уклончивая, либо отсутствует как таковая. Позиция жесткая, спорить и препираться бесполезно: либо Договор подписывается на условиях Заказчика, либо не подписывается вообще. В этом случае Исполнитель может отказаться от сотрудничества, попробовать повысить цену за Произведение, мотивируя это утерянной выгодой, или выторговать какие-то преференции: рекомендательные письма, долговременное сотрудничество и прочее.

Обсудить статью в


1 В юридической литературе такой договор носит название смешанного договора

2 Здесь и далее основные юридические термины, употребляемые в договорах, пишутся так, как принято в документах.

3 Приведённый пример является явным признаком некомпетентности по той причине, что неимущественные права неотчуждаемы от автора на протяжении всей его жизни и достаточно продолжительное время после его смерти.

4 П.1 Ст.432 ГК РФ

5 Ст.15 закона РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-I «Об авторском праве и смежных правах»
(с изменениями от 19 июля 1995 г., 20 июля 2004 г.)

6 П.1 Ст.1268 ГК РФ

17 сентября 2008
При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна. Недопустима перепечатка материалов без разрешения автора.