Александр Ширышев. Статьи по дизайну. Книги для дизайнеров. Новости.авторский проект Александра Ширышева  

Паспорт стандартов. Фирменный блок

Отрывок из готовящейся к печати книги «Паспорт стандартов фирменного стиля. Руководство по разработке»

Очень редко в ситуации, когда у бренда есть и эмблема, и логотип, они используются порознь. Почти всегда эмблема и логотип слиты в единую композицию, которая называется фирменным блоком. Также в фирменный блок может входить статусная строка (статус) — слоган или род деятельности компании. Для молодого бренда статусная строка — жизненная необходимость. Если из названия не понятно, чем занимается компания, статус поможет объяснить это потребителю. Если с названием повезло (поработали, подумали, не поскупились на специалиста), то можно «шикануть» и разместить в статусной строке позиционирующий слоган — ёмкое высказывание из двух-трёх слов, декларирующее главное сообщение, которое бренд старается донести до потребителя. С эстетической точки зрения, аккуратная строчка из букв-бисеринок под монументальной надписью логотипа обычно благотворно влияет на композицию и радует глаз как дизайнера, так и владельца бренда.

Раздел про фирменный блок начинается с описания его композиционных схем. Раньше можно было говорить о том, что взаимное расположение элементов фирменного блока и их пропорции неизменны и подчиняются вполне конкретным константам, что, как правило, существуют только два варианта композиции — вертикальный и горизонтальный, — один из которых должен быть основным. Однако такое положение вещей изменилось, и теперь не редко можно встретить фирменные блоки с переменной композицией и пропорциями элементов. На сцену выходят полиморфы и динамические эмблемы.

Фирменный блок, Нижтехинвентаризация
Нижтехинвентаризация. Двухкомпозиционный фирменный блок, состоящий из эмблемы, логотипа и статуса.
Фирменный блок, Нижтехинвентаризация
Fifa Worldcup 2006 (альтернативный вариант). Фирменный блок с произвольной композиционной схемой, состоящий из логотипа и полиморфной эмблемы.

Есть и обратная крайность, когда фирменный блок представляет собой хитросплетения графических и типографических элементов, с неизменным взаимным расположением. Тут же стоит отметить, что в фирменный блок могут входить вспомогательные графические элементы: плашки, полоски, рамки, виньетки и прочий декоративный мусор.

Фирменный блок, Нижтехинвентаризация
Golden Telecom. Неразрывный фирменный блок, состоящий из логотипа и слогана.

Из оригинальных решений фирменного блока, не подходящих ни под один из вышеперечисленных случаев, можно вспомнить последние корректировки фирменного стиля Mercedes-Benz. Самый знаменитый в мире фирменный блок стал переменным по вертикали. «Звезда всегда высоко» заявили авторы скорректированного фирменного стиля и оторвали эмблему от логотипа. Насколько высоко — зависит от вёрстки и пропорций носителя.

Фирменный блок, Нижтехинвентаризация
Mercedes-Benz. Звезда может висеть не ниже своей утроенной высоты. Верхний предел ничем не ограничен.

22 апреля 2009
При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна. Недопустима перепечатка материалов без разрешения автора.