Александр Ширышев. Статьи по дизайну. Книги для дизайнеров. Новости.авторский проект Александра Ширышева  

Фирменный блок. Варианты цветового решения

Отрывок из готовящейся к печати книги «Паспорт стандартов фирменного стиля. Руководство по разработке»

В большинстве случаев фирменная символика имеет какой-то цвет. Чаще всего цветом обладает эмблема, чуть реже раскрашивают логотип. Цветов может быть от одного до бесконечности. В последнем случае имеется ввиду так называемый полноцвет, когда в эмблеме используются градиенты, тени, прозрачности и прочие достижения технического прогресса.

Иногда дизайнер думает о том, где и как будет наноситься фирменная символика, иногда нет. В любом случае разработчику паспорта стандартов на определённом этапе приходится подумать о том, может ли фирменная символика использоваться в цветовой схеме, отличной от базовой цветной.

Существуют два основных варианта цветового решения: цветной и чёрно-белый. Каждый из них, в свою очередь, делится на нормальную форму и инверсную.

Фирменный блок, паспорт стандартов, варианты цветового решения

В инверсной цветной форме дизайнер выбирает фон для фирменного блока и способ его отображения на этом фоне: фирменный блок может быть полностью белым, а может иметь какой-то цветной элемент, в том случае, если он не сливается с цветом фона. Цветов фона может быть несколько и выбираются они по двум критериям: во-первых, это должен быть цвет, входящий в фирменную палитру, во-вторых, этот цвет должен обеспечивать контраст, необходимый для комфортного восприятия фирменного блока.

Фирменный блок, паспорт стандартов, варианты цветового решения

С цветом фона для чёрно-белого варианта фирменного блока, казалось бы, всё должно быть просто. Но в некоторых брендбуках практикуется такая мудрёная вещь, как порог контраста. Чёрно-белый вариант разрешают использовать на любом оттенке серого. Скажем, от белого до 50% чёрного — это нормальная форма, а с 51% чёрного до 100% — это уже инверсная. Это не совсем правильно, потому что чёрный логотип на 45-процентном сером фоне смотрится так же паршиво, как белый логотип на 55-процентном сером. Лучше ограничить чёрно-белую инверсную форму одним чёрным и парочкой серых цветов: тёмно-серым и светло-серым.

Фирменный блок, паспорт стандартов, варианты цветового решения

Некоторые разработчики разделяют чёрно-белый вариант на чёрно-белый полутоновый (greyscale) и чёрно-белый двухцветный (bitmap). Тут надо вспомнить, для чего эти варианты нужны. Чёрно-белый битмап используется как шаблон для гравировки, тиснения, вырубки, вышивки, конгрева и прочих непечатных технологий воздействия на носитель. Плюс факс. Чёрно-белый полутоновый вариант используется там, где нет цветной печати. Это чёрно-белая пресса и внутренний документооборот с использование офисных лазерных принтеров.

Фирменный блок, паспорт стандартов, варианты цветового решения

Если эмблема многоцветная или полноцветная, то перевод её в обе чёрно-белые формы является нетривиальной задачей и полноценным актом творчества, осуществлять который должен автор эмблемы. Какие цвета на какие оттенки серого заменять? Где кончается чёрный и начинается белый? Что делать с градиентом в битмапе? Если при работе над эмблемой фантазия автора не была ограничена технологическими тонкостями, то многие из этих вопросов могут поставить его в тупик. Если у красивой полноцветной козявки есть какая-то внятная форма, то шанс выкрутиться есть. Если идея эмблемы держится на цвете, то есть только один шанс не ударить в грязь лицом: запретить использование фирменной символики на неудобных носителях, продекларировав в паспорте стандартов, что у этой эмблемы есть только одно цветовое решение.

Фирменный блок, паспорт стандартов, варианты цветового решения

Напоследок хороший разработчик составит табличку, в которой опишет, какие варианты цветового решения необходимо использовать при различных технологиях нанесения и воспроизведения.

Фирменный блок, паспорт стандартов, варианты цветового решения Фирменный блок, паспорт стандартов, варианты цветового решения

Электронизация и интернетизация бизнеса, появление новых и совершенствование старых технологий нанесения с каждым годом смягчают требования к технологичности фирменной символики, открывая всё больше возможностей дизайнерам решать бизнес-задачи с использованием всего доступного на настоящий момент инструментария. И, возможно, лет через десять я буду брюзжать про то, что этот раздел в паспорте стандартов является анахронизмом. Пока же он актуален, и очень немногие могут позволить себе отказаться от него.

3 июня 2009
При цитировании материалов ссылка на сайт обязательна. Недопустима перепечатка материалов без разрешения автора.